Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай, жди! Газопровод "Сила Сибири–2" может пройти по территории Казахстана

Китай, жди! Газопровод "Сила Сибири–2" может пройти по территории Казахстана

На первой двусторонней встрече после своего назначения новый министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев обсудил с российским коллегой Александром Новаком вопросы взаимодействия в сфере энергетики. К чему пришли стороны?

Глава министерства энергетики России Александр Новак встретился со своим коллегой из Казахстана Нурланом Ногаевым. Руководители энергетических ведомств обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и взаимодействия в рамках Европейского экономического союза (ЕАЭС).

Ногаев предложил рассмотреть возможность прохождения газопровода "Сила Сибири–2" по территории Республики Казахстан с дальнейшим присоединением к газопроводной системе Китая "Запад – Восток".

Такая идея ранее уже высказывалась. Так, в ноябре прошлого года бывший первый замминистра энергетики Казахстана Махамбет Досмухамбетов заявлял, что республика изучает возможность газификации Восточно-Казахстанской области путем подключения к газопроводу "Сила Сибири–2".

Новый газопровод

Проектируемый газопровод "Сила Сибири–2" между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая – технически сложный проект, который до сих пор не реализован.

Ранее "Газпром" подписал с Монголией меморандум о проведении совместной оценки возможности транзитных поставок газа в Китай через эту страну.

Маршрут через Монголию являлся альтернативой пути поставок газа в Китай через Алтай, который обсуждался ранее. Камнем преткновения на Алтае стало наличие на трассе проекта природного парка – высокогорного плато Укок.

"Из западной Сибири острова Ямал планировалось построить газопровод "Силы Сибири–2" без посредников, то есть без Монголии. Соответственно, он должен был пройти через российско-китайскую границу в районе Алтая.

Там находится это знаменитое плато Укок, которое входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Конечно, там есть территории, через которые можно было построить газопровод, но так или иначе это бы вызвало шквал международного и российского негатива", – рассказал в комментарии Baltnews директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Как сообщал в интервью РИА Новости директор Третьего департамента стран СНГ МИД России Александр Стерник, технически это осуществимо, однако вопрос может обсуждаться только после официального обращения.

Курс на Азию

Китайский газовый рынок очень привлекателен для России по нескольким причинам. Во-первых, потребители азиатского рынка из-за удаленности от больших месторождений сырья готовы хорошо платить за газ.

Во-вторых, непростые отношения России с Европой создают атмосферу неопределенности. По мнению некоторых экспертов, энергетическое взаимодействие с Пекином позволит России переориентироваться на азиатские рынки, что особенно актуально в ситуации навязывания правил Третьего энергопакета ЕС российским проектам.

В-третьих, Китай не поддался западным санкциям. По мере ухудшения отношений с Западом Россия стремилась нарастить экспорт энергоносителей азиатским потребителям.

В комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков подчеркнул, что Китай давно заинтересован в закупках именно российских ресурсов – прежде всего, благодаря высокой стабильности поставок.

С запуском трубопровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" Москва стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, потеснив Саудовскую Аравию.

Россия также намерена стать крупным поставщиком природного газа в Китай. В декабре 2019 года был запущен долгожданный трубопровод "Сила Сибири", рассчитанный на 38 млрд кубометров природного газа в год в течение 30 лет.

Растущий азиатский рынок сжиженного природного газа с высокими прибылями привлек НОВАТЭК, ведущую компанию СПГ в России. 80-85% своего сжиженного природного газа с полуостровов Ямал и Гыдан компания планирует экспортировать в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Теперь Казахстан предложил Москве еще одну дополнительную возможность укрепить свои позиции в этом регионе.

Источник: Baltnews.ee, 14.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики