Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкционные меры по БелАЭС могут принести финансовые потери Белоруссии

Санкционные меры по БелАЭС могут принести финансовые потери Белоруссии

Угрозы Лукашенко в адрес России санкциями из-за ситуации с БелАЭС – это лишь публичная риторика, любые новые задержки проекта не выгодны Белоруссии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что Россия должна либо заплатить штраф за просрочку ввода в строй АЭС, либо смягчить условия платежей по кредиту. "Вы знаете, что россияне должны были в 2018 году ввести первый блок, в 2019-м - второй. Но сорвали сроки, а там огромные штрафные санкции", - заявил он. Компенсировать просрочку Лукашенко предлагает снижением процента по кредиту, который Россия и выдала Белоруссии на строительство АЭС.

"Еще в 2016 году проходила информация, что в ходе строительства возникли определенные технические сложности, которые были преодолены, но вызвали задержку в строительстве, - отмечает специалист. - Причины, как всегда бывает в подобных проектах, засекречиваются, и вряд ли мы когда-то о них узнаем. Однако столь масштабное и высокотехнологическое строительство редко когда обходится без нештатных ситуаций, а задержки в крупных проектах – скорее норма, чем исключение.

Высказывания Лукашенко же укладываются в общую канву его риторики последних дней. Он уехал явно недовольным с переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи на прошлой неделе. Он надеялся получить не только значительные скидки на газ, но и компенсации стоимости нефти, которая выросла из-за налогового маневра России. В итоге газ Минск будет покупать по прошлогодней цене и нефтяных возмещений не будет.

В итоге сейчас со стороны Минска идет целый ряд негативных сигналов, показывающий желание продолжать дальнейшие торги. И, вероятнее всего, дальше риторики дело не пойдет".

БелАЭС нужна Лукашенко как можно скорее

Белорусская АЭС строится рядом с городом Островец в Гродненской области, в соответствии с подписанным в 2011 году соглашением между правительствами России и Белоруссии. Станция будет состоять из двух энергоблоков с реакторными установками ВВЭР-1200. Для строительства выбран типовой российский проект атомной станции нового поколения "три плюс", соответствующий современным, так называемым "постфукусимским", нормам безопасности, требованиям природоохранного и санитарного законодательства.

Россия предоставила Минску кредит в $10 млрд – это 90% суммы строительства АЭС, остальные предоставляет Белоруссия. Погашение кредита начнётся через полгода после ввода АЭС в эксплуатацию, но не позже 1 апреля 2021 года, и будет осуществляться в долларах до 2035 года. На половину использованной части кредита начисляется 5,23% годовых, на вторую - плавающая ставка LIBOR (около 1% или меньше) плюс 1,83% годовых. Ежегодные платежи по этому кредиту в 2021-2035 годах оцениваются в $1 млрд.

"Если Лукашенко решит ввести штрафные санкции за просрочку сдачи АЭС в эксплуатацию, от этого много потеряет Белоруссия. Станция наконец компенсирует стране дефицит электроэнергии и даже даст возможность ее экспортировать. В регионах РБ частный сектор в последние месяцы активно устанавливает электрокотлы взамен газовых, так как энергия будет дешевле. И даже Латвия уже намекала, что готова покупать излишки киловатт-часов у Минска.

Кроме того, профицит энергии приведет к тому, что нужно будет покупать меньше газа у России, а это, напомню, сегодня чувствительный для белорусской власти вопрос. В целом запуска АЭС ждет население и бизнес Белоруссии, это крайне важный для страны проект. Если Лукашенко сейчас начнет вводить штрафы и испортит отношения с Москвой, проект будет отложен еще на неопределенное время.

В целом мы видим лишь словесные интервенции, в которых белорусский президент пытается возобновить торги и добиться преференций для своей страны. В целом мы вступаем в период, когда конфликтность между Москвой и Минском будет иметь место, если Лукашенко не пойдет на изменение политической линии. Но конкретно по БелАЭС претензии к РФ прекратятся уже в ближайшее время – конфликтовать с Москвой выйдет куда дороже экономически", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 14.02.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики