Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ЕС продолжает попытки завлечь Туркмению в Nabucco

ЕС продолжает попытки завлечь Туркмению в Nabucco

В начале марта Еврокомиссия назвала 43 энергетических проекта, призванных внести значительный вклад в восстановление экономики Евросоюза и укрепить безопасность энергопоставок за счет создания трансграничной инфраструктуры. На реализацию 31 газового и 12 электроэнергетических проектов предполагается выделить 2,3 млрд в европейской валюте, из них собственно на поддержку Nabucco — 200 млн евро. Одновременно — в период между 1 и 4 марта — Туркменистан последовательно посетили госминистр департамента энергетики и климатических изменений Великобритании лорд Филип Хант, специальный представитель Европейского союза по странам Центральной Азии и Грузии Пьер Морель и спецпосланник госдепа США по вопросам евразийской энергетики Ричард Морнингстар.

Очевидно, что упомянутые меры являются продолжением попыток продвинуть проект газопровода в условиях заметного «сопротивления материала». Ни Туркмения, ни Иран в качестве основных источников газа для Nabucco до сих пор не «зарезервированы», а без этих стран заполнение трубы будет практически невозможным из-за недостаточности ресурсов Ирака и Азербайджана. Именно поэтому чтобы склонить в свою пользу туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова предпринимается настоящий дипломатический прессинг. Обещания же относительно выделения на Nabucco денег Еврокомиссией призваны создать в публичном пространстве иллюзию нахождения решения проблем с финансированием данного проекта. В реальности же 200 млн евро — это лишь малая часть необходимых затрат, подписываться же под основными миллиардными расходами крупные европейские энергокомпании и кредиторы пока не спешат.

Проблемы для Nabucco проистекают и из-за сложной позиции Турции, у которой в настоящее время рискуют появиться осложнения в отношениях с США из-за известной позиции комитета по международным делам палаты представителей Конгресса относительно признания геноцида армян в Османской империи. Не разрешены и все споры Турции с Азербайджаном по транзиту и вопросам возможного реэкспорта. Вполне возможно, что Анкара в сложившейся ситуации будет демонстративно показывать большую лояльность к российскому проекту South Stream — объективно прямому конкуренту Nabucco.

Впрочем, проблемы Nabucco вовсе не означают, что South Stream со 100% гарантией будет реализован — у данного проекта также имеются вполне серьезные риски, связанные в том числе с его очень высокой стоимостью и не вполне однозначной ситуацией с перспективами газового спроса Европы в ближайшие пару десятилетий, как и с развитием российской добычи.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики