Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Белорусский нефтяной транзит можно направить в Новороссийск и Усть-Лугу»

«Белорусский нефтяной транзит можно направить в Новороссийск и Усть-Лугу»

Громкие заявления президента Белоруссии о том, что его страна начнет отбор транзитной нефти из белорусского участка трубопровода, нужно воспринимать в первую очередь как попытку улучшить собственные переговорные позиции и пошантажировать Россию. Такое мнение высказал ИА REGNUM ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, отвечая на вопрос, насколько позиция белорусского руководства в нефтяном споре с Москвой угрожает интересам российских экспортеров нефти.

Эксперт напомнил, что 18 февраля Александр Лукашенко встретился с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным, что по крайней мере дало определенные возможности для достижения договоренностей по поставкам нефти в Белоруссию. 

«Ситуация действительно довольно напряженная, и возникает вопрос об отборе нефти из транзитных труб. Лукашенко сначала сказал, что Белоруссия будет отбирать транзитную нефть, потом сказал, что он имел в виду не это, а некие обязательства России. По его словам, Россия обязана поставлять два миллиона тонн на белорусские НПЗ в месяц, хотя на самом деле это не так. Есть межправительственное соглашение, которое говорит о том, как составляются индикативные балансы. Там действительно говорится о том, что Россия обязана предоставить возможность прокачать на белорусские НПЗ до 24 миллионов тонн нефти год. Россия это и делает», — рассказал Юшков.

Но для того, чтобы эта схема заработала, продолжил эксперт, необходимо, чтобы «Белоруснефтехим» заключил с российскими нефтяными компаниями коммерческие контракты на покупку нефти. «Вот о чем это межправительственное соглашение — о том, что мы обязаны обеспечить возможность прокачки нефти, а не о том, что мы обязаны поставит им на НПЗ эти объемы, — пояснил он. — Поэтому Лукашенко и отправляют к нефтяным компаниям. Вот он уже ведет переговоры с Сечиным, главой основного поставщика нефти для Белоруссии в предыдущие годы. Они должны договориться с поставщиком, а поставщик потом обращается к «Транснефти» за услугой прокачки».

По словам Юшкова, в сложившейся ситуации Белоруссия не выполняет то межправительственное соглашение, в нарушении которого Лукашенко сейчас обвиняет Россию. То, что белорусская сторона начала откачку технологической нефти из нефтепроводов, которые ведут к ее НПЗ, значит, что в трубопроводе сейчас наполовину меньше нефти, чем должно быть, и ежесуточно он может работать вполовину мощности, продолжил он. При этом Юшков отметил, что до сих пор неизвестно, какой объем технологической нефти Белоруссия забрала для своих НПЗ.

«Сейчас они не могут принять эти же 24 миллионов тонн в год, потому что у них нет достаточно технологической нефти в трубе. Они сами себя загоняют в угол. Лукашенко распорядился ни в коем случае не допустить дефицит на внутреннем белорусском рынке топлива. «Белнефтехим» говорит — хорошо, но нам надо из чего-то делать дизель, и берет технологическую нефть из трубопроводов. Поэтому межправительственное соглашение, по сути, сейчас нарушает Белоруссия», — заявил Игорь Юшков.

Эксперт подчеркнул, что в случае отбора белорусской стороной транзитной нефти это повлечет за собой десятки исков против «Белнефтехима», так как он будет перерабатывать эту нефть. «Собственником транзитной нефти в трубе является множество российских компаний — не только «Роснефть» и государственные компании, но и частные, в том числе «Лукойл». Поэтому все они подадут иски о незаконной экспроприации нефти из транзитных объемов, и придется иметь дело с множеством исков от множества компаний», — допустил он. 

Юшков сравнил сегодняшнюю ситуацию вокруг транзита нефти через Белоруссию с ситуацией вокруг транзита газа через Украину, которая складывалась ранее у компании «Газпром». По его словам, разница в том, что Украина предварительно подготовила для себя юридические основания, чтобы хоть как-то прикрыть свои незаконные действия.

«Украинская сторона предъявила «Газпрому» иск на основании того, что он якобы монополист на рынке транзита газа, хотя «Газпром» вообще не занимается транзитом. Затем российской компании был выписан штраф на несколько миллиардов долларов. За счет погашения этого штрафа они собирались отбирать газ, если бы у них была суровая зима. Этого в итоге не произошло, но тем не менее у них хоть какое-то основание было. А здесь у Белоруссии нет никаких претензий к российским нефтяным компаниям», — пояснил эксперт.

К тому же, полагает Юшков, в случае отбора транзитного газа все транзитные объемы были бы перенаправлены на другие направления, и Белоруссия осталась бы без денег. По его словам, по плану на 2020 год через территорию Белоруссии должно пройти 48 миллионов тонн нефти.

«Весь этот объем можно было бы распределить между портами Новороссийск, Усть-Луга и Приморск. К тому же какие-то объемы можно было бы направить на восток по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан», а какие-то объемы переработали бы на российских НПЗ и экспортировали бы уже в виде нефтепродуктов. Поэтому даже в случае остановки трубопровода «Дружба» не возникло бы больших проблем. Понимая это, Белоруссия не будет отбирать нефть из транзита и создавать еще более серьезный кризис в отношениях», — считает Игорь Юшков

Источник: ИА REGNUM, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики