Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяные маршруты Украины приведут Белоруссию к поставкам из России

Нефтяные маршруты Украины приведут Белоруссию к поставкам из России

Предложение Украиной помощи Белоруссии с поставками нефти не просто нерентабельно, а неприемлемо дорого для Минска. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украина готова начать транзит нефти для белорусских НПЗ как по нефтепроводу "Одесса–Броды", так и железнодорожным транспортом, заявил посол Украины в Белоруссии Игорь Кизим. "Эти разговоры ведутся, в январе собиралась рабочая группа по топливно-энергетическому комплексу. Вопрос обсуждался и во время межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в декабре. Они на слуху, мы готовы, но надо показать какие объемы и когда это нужно", – сказал дипломат.

"Нефтепровод "Одесса–Броды" в последний раз работал десять лет назад – как раз в режиме поставок из Украины в Белоруссию, - отмечает специалист. – Тогда президент РБ заявил, что закупил в Венесуэле крупную партию нефти, хотя, скорее всего, это сырье было азербайджанским, поставленным по механизму обмена. В любом случае танкерами его доставляли до Одессы, откуда по трубопроводу оно переправлялось на белорусскую территорию. Но этот опыт очень специфичен.

Крайне маловероятно, что Минск решит повторить такую практику поставок, ведь тогда за "венесуэльские поставки" пришлось переплатить порядка миллиарда долларов в сравнении с ценой, в которую обошлась бы нефть из России. То есть маршрут может использоваться, но нужно найти деньги, чтобы купить объемы у какой-то страны, финансировать доставку его до Одессы. При этом трубопровод "Одесса–Броды" стоит пустым – компании олигарха Игоря Коломойского выкачали из него так называемую техническую нефть.

То есть придется купить также нефть для заполнения труб и возместить Украине цену транспортировки по ним. Если у Минска есть такие средства на переплату, он может выбрать этот путь поставок. Киев на этом неплохо заработает, Белоруссия же выйдет в существенный "минус".

Лукашенко торгуется с Россией за нефтяные поставки

Контракты на поставку в Белоруссию российской нефти завершились 31 декабря 2019 года. Россия прекратила подачу нефти в Белоруссию, позднее прокачка российской нефти на заводы частично возобновилась за счет поставок компаниями группы "Сафмар". Ранее Лукашенко заявлял, что республика готова покупать российскую нефть по мировым ценам, однако Москва якобы настаивает на существенной премии компаниям сверх того. Президент РБ объявил, что будет искать альтернативные источники поставок.

Минск собирался налаживать беспошлинные поставки нефти из Казахстана. Также США заявляли о готовности обеспечить Белоруссию нефтью. Пока белорусская сторона лишь заключила с Норвегией контракт на поставку 80 тысяч тонн нефти, ее доставят через порт в литовской Клайпеде на нефтеперерабатывающий завод "Нафтан".

Лукашенко ранее требовал от Москвы компенсации за российский налоговый маневр, который снижает экспортную пошлину на нефть за счет повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых. Белоруссия, ранее получавшая сырье на крайне выгодных беспошлинных условиях, заявила о нарушении Россией договоренностей. Москва отвечала аргументом о своем суверенном праве вести внутреннюю налоговую политику.

"Поставки нефти железнодорожным транспортом потребуют интермодальной логистики. Сначала нефть перегружается с танкера в порту в цистерны поезда, что стоит дорого и занимает определенное время. Оптимальный способ транспортировки, конечно, нефтепровод. Именно таким путем Белоруссия много лет получает российское сырье по оптимальным ценам. Все предлагаемые Украиной варианты обойдутся существенно дороже.

В целом Лукашенко демонстрирует, что у него много вариантов поставок, альтернативных российскому маршруту. Но это часть его торга. Ведь только договоренность с Москвой обеспечат минимальную цену. Пусть она будет выше, чем в прошлом году, из-за поэтапного введения налогового маневра, но в любом случае этот вариант ощутимо дешевле остальных.

Именно об этом сейчас идут переговоры Минска с главой "Роснефти" Игорем Сечиным. И в конце концов Лукашенко все же вынужден будет согласиться на предложенные Москвой условия. Вряд ли у него есть желание повторять прецедент с "венесуэльской" нефтью десятилетней давности", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 19.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики