Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иной маршрут: Казахстан поворачивает «Силу Сибири — 2»

Иной маршрут: Казахстан поворачивает «Силу Сибири — 2»

Казахстан хочет получать российский газ от «Силы Сибири — 2»

Казахстан просит Россию проложить трубопровод «Сила Сибири — 2» сначала через свою территорию, а потом уже направить в Китай. Такой маршрут необходим Нур-Султану, чтобы газифицировать свои города и села. Но у Москвы есть и другие варианты — через Алтайский край или Монголию. Эксперты считают, что в конечном счете последнее слово за Китаем.

Российский газопровод «Сила Сибири — 2», который планируется направить в Китай, может быть частично проложен по территории Казахстана с последующим выходом в Китай, к его газопроводной системе «Запад — Восток». Об этом сообщил журналистам министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев. 

«Реализация данного проекта пока в планах, конкретные параметры не обозначены. Мы предложили, чтобы этот газопровод, если можно, провести через территорию Казахстана», — сказал Ногаев.

Страна намерена за счет российского газа обеспечить теплом населенные пункты Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей.

Министр энергетики РФ Александр Новак, как уверяет Ногаев, «принял во внимание» это предложение.

«Несомненно, переговоры будут продолжены — это рабочий процесс», — заключил казахстанский чиновник.

О необходимости строительства второй ветки газопровода говорилось сразу после заключения договора о строительстве первой — «Сила Сибири». Это было в мае 2014 года.

Тогда «Газпром» подписал с китайской госкомпанией CNPC контракт о поставках 38 млрд кубометров топлива в год. Общая сумма контракта, заключенного на 30 лет, составила $400 млрд. Протяженность газопровода — более трех тысяч километров.

Газовый проект был запущен в декабре 2019 года. Раньше Китай получал газ преимущественно по магистрали из Туркмении, запущенной в 2009 году, а также закупал СПГ.

Выход «Силы Сибири» на полную мощность намечен на 2025 год. Пока же «Газпром» поставляет китайским партнерам по десять миллионов кубометров газа в день.

В 2017-м году на Восточном экономическом форуме под Владивостоком президент Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин поручили специалистам профильных ведомств согласовать проект нового газопровода. На этот раз по так называемому западному маршруту, то есть «Сила Сибири -— 2».

Сначала ее планировали запустить в Китай через Алтайский край. Однако у проекта есть критики. В первую очередь экологи, а также население Горного Алтая.

Дело в том, что, согласно предварительному проекту, газопровод может пройти по территории природного парка на уникальном высокогорном плоскогорье Укок, входящем в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. «Зеленые» считают, что строительство газопровода нарушит природу края.

Уж лучше через Монголию

Но имеется и запасной вариант маршрута, отмечает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Трубу из России в Китай можно вывести через Монголию. Маршрут более протяженный, но проходит в основном по степным районам, строительство тут вести проще, чем на гористом Алтае, а значит дешевле»

Второй плюс монгольского маршрута — газ мог бы напрямую доставляться в густонаселенные районы Китая. Проектирование магистрали, как предполагается, займет два года, строительство — четыре или пять лет.

В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин также предложил проработать этот маршрут, окончательно изучить технико-экономическое обоснование такого проекта и доложить руководству трех стран.

«Сроки жесткие — в течение полугода все обсчитать и выдать предложения», — комментировал тогдашний вице-премьер правительства РФ Алексей Гордеев.

Эксперты, кстати, отмечают, что монгольский вариант рассматривался даже в начале 2000-х годов, но так и не был до конца проработан. И причина этому — позиция Китая. Официальный Пекин выступал против транзита через Монголию.

«В последнее время Китай поддерживает этот вариант, но в вялотекущем режиме. Китайские товарищи не говорят нет, обещают рассмотреть варианты», — говорит Гривач.

У казахстанского варианта, как указывает эксперт, есть существенный минус.

Казахстан будет страной-транзитером и поэтому может представлять опасность. Это видно и по тому негативному опыту, который Россия получила на европейском направлении.

Украина и даже Белоруссия, как страны-транзитеры, создают проблемы для поставок газа и нефти конечным потребителям. У Казахстана к тому же усложнилась внутриполитическая обстановка, там были митинги, погибли люди, а внук Нурсултана Назарбаева Айсултан попросил политического убежища в Великобритании.

Хотя страна и является надежным партнером России по Евразийскому экономическому союза, но это на данный момент. Что будет через несколько лет, неизвестно, а газовые проекты рассчитывают на десятилетия.

Не исключено, впрочем, что Россия и Китай все-таки смогут задействовать и казахский маршрут, и монгольский. Китай — вторая экономика мира и самый большой рынок газа в мире.

Спрос на газ в Поднебесной растет. Причем потребности обусловлены не только высокими экономическими темпами, но и экологическими проблемами. Основа ТЭК Китая — уголь, из-за чего экологическая ситуация, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего.

Переход на газ и мирный атом и отказ от угольной генерации уже объявлен властями национальной стратегией. Так что в скором времени России и Китаю, скорее всего, придется проектировать еще один маршрут «Сила Сибири — 3». И тогда между делом, возможно, будет газифицирован Казахстан.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики