Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Неожиданное предложение». Что стоит за словами Лукашенко о готовности РФ компенсировать потери по нефти?

«Неожиданное предложение». Что стоит за словами Лукашенко о готовности РФ компенсировать потери по нефти?

По словам главы Белоруссии, Москва готова сохранить для Минска финансовый уровень прошлого года по поставкам российской нефти и компенсировать 300 млн долларов выпадающих доходов

Президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о «неожиданном предложении» Владимира Путина в переговорах по нефти. Как сообщает БелТА, реплика прозвучала на встрече с губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

«Президент России позвонил, внес предложения, в том числе и по поставкам нефти. Это было неожиданное предложение. Владимир Владимирович предложил посчитать формулу, сколько мы от уменьшения таможенной пошлины в 2020 году потеряем к уровню прошлого года. Если мы получали в прошлом году от пошлины миллиард долларов, допустим, а в этом году за счет снижения этой пошлины (она же все время снижается) получим, допустим, 700 млн долларов, он сказал: мы 300 млн долларов компенсируем, в том числе за счет премий компаниям. Такое предложение — хоть какой-то путь к развязке тех споров. По нефти вопрос стоит так, что Россия готова нам сохранить финансовый уровень по нефти прошлого года».

О том, правдивы ли заявления Лукашенко, журналисты спросили у пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова:

«Козак вчера собирал нефтяные компании, профильных министров и проводил у себя совещание. Разные нефтяные компании высказывали свои позиции относительно возможных цен, скидок и так далее. Естественно, не может идти и речи о том, чтобы кто-то этим компаниям навязывал какие-то невыгодные условия, которые не соответствовали бы и российской, и международной ценовой конъюнктуре. Сегодня эта тема затрагивалась, обсуждалась двумя президентами. Нюансы я не могу вам передать. Каждая сторона делает свои собственные калькуляции. Работа будет продолжена, дано поручение, правительство Белоруссии продолжит контакты и с нашими компаниями, и с представителями российской стороны».

С чего такие уступки со стороны Москвы? Возможно, дело сдвинулось после встречи Лукашенко с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, считает белорусский политолог Дмитрий Болкунец:

«В декабре прошлого года президент РФ подчеркнул, что Российская Федерация больше не будет субсидировать белорусскую экономику. После этого была череда очень эмоциональных высказываний и заявлений Александра Лукашенко, в том числе практическая реализация в виде покупки, например, танкеров в других странах. То, что будет происходить какая-то компенсация из-за выпадающих доходов по налоговому маневру, возможно, такой сценарий будет, но при этом, я думаю, что и Белоруссия должна пойти на какие-то уступки в виде подписания какого-то базового или каких-то иных соглашений по углублению интеграции. Речь идет как раз об этом. Я не исключаю такой вариант, что российские нефтяные компании выразят интерес в покупке в Белоруссии нефтяных заводов. Может быть, случится ситуация, когда интеграция двух НПЗ в российскую энергосистему решит проблему в том числе поставки нефти, вопрос налогообложения и прочие вопросы. Я не исключаю, что во время визита главы «Роснефти» — это мое предположение — стороны могли обсуждать вопрос в том числе о приобретении российской компанией нефтеперерабатывающего завода, потому что Лукашенко уже много лет назад говорил, что он готов продать эти заводы. Поэтому здесь сложно из одной реплики Александра Лукашенко делать какие-то долгоиграющие выводы, тем более он за словом в карман не лезет и часто делает одно заявление краше другого. Сумма, которую он озвучивал, очень маленькая для белорусской экономики, она не решает проблемы развития белорусской экономики. Там нужно реально заниматься модернизацией страны, проведением реформ, а не сидеть на постоянных подачках, можем так сказать, которые РФ предоставляет Белоруссии».

После телефонного разговора с Путиным Лукашенко поручил премьер-министру Белоруссии Сергею Румасу «достичь соглашений с российской стороной по поставке нефти в республику». О предполагаемых деталях сделки рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Действительно нелогично было бы полагать, что такая существенная энергетическая война — и тут вдруг Россия сказала: ладно, уговорили, давайте мы вам будем компенсировать новый шаг налогового маневра. Я думаю, что там все-таки какая-то история подачи со стороны Белоруссии тоже была, потому что именно они находятся сейчас в критическом состоянии, у них нет нефти для того, чтобы обеспечивать даже внутренний рынок, и я думаю, что на следующей неделе, если экстренно не пойдут поставки именно по нефтепроводам, то Белоруссия столкнется с кризисом топлива на внутреннем рынке, то есть просто будет не хватать бензина и дизеля для обычных потребителей. Я думаю, что Белоруссия со своей стороны что-то пообещала. Либо это продажа контрольного пакета в Мозырском НПЗ, либо продажа долей в Новополоцком НПЗ, какие-то другие варианты, например перенаправление нефтепродуктов, которые экспортируются из Белоруссии через российские порты, и даже непонятно, какая будет схема предоставления этой компенсации, за счет чего. То есть наиболее простой вариант, который был опробован, это перетаможка, когда экспортная пошлина за нефть переходит из российского бюджета в белорусский, только сейчас просто будет, может быть, отмечен некий верхний потолок: больше 300 млн долларов — тогда, соответственно, дальше в российский бюджет, а вам выдаем эту некую компенсацию. Я сомневаюсь, что это будет именно распространение на демпфирующие надбавки, которые получают российские НПЗ на белорусские НПЗ, потому что это все-таки долгосрочная история, и она оформлена в российских законах, непонятно, каким образом вписать белорусские НПЗ в российское законодательство».

Также в ходе разговора Путин и Лукашенко, по слова президента Белоруссии, обсудили строительство космодрома Восточный. Минск готов помочь в завершении стройки, отметил Лукашенко. «И Дмитрий Рогозин, будучи здесь, очень меня просил, чтобы мы помогли специалистами. Можем перебросить туда два-три треста, которые могут работать под ключ: жилье, промышленные объекты», — добавил президент Белоруссии.

Источник: BFM.RU, 21.02.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики