Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: «Нефтяная» компенсация для Белоруссии ляжет на бюджет РФ

Эксперт: «Нефтяная» компенсация для Белоруссии ляжет на бюджет РФ

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности в эфире НСН раскрыл возможную схему компенсации для Белоруссии выпадающих из бюджета доходов от экспортных нефтяных пошлин.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал о «неожиданном предложении» российского лидера Владимира Путина по компенсации выпадающих из белорусского бюджета доходов от экспортных нефтяных пошлин, передает РИА Новости.

В интерпретации Лукашенко выглядит следующим образом: если Минск в прошлом году получал от пошлины, «допустим», миллиард долларов, а в этом году – «допустим», 700 миллионов долларов, то Россия будет готова компенсировать выпадающие 300 миллионов «в том числе за счёт премии нефтяным компаниям».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН заявил, что указанной суммы будет недостаточно – вероятно, компенсация распространится только на часть поставленной в Белоруссию российской нефти.

«Белоруссия требовала от России компенсации за налоговый манёвр. У нас с 1 января экспортная пошлина уменьшилась на 5%, а НДПИ вырос. Себестоимость нефти повышается, но для российских НПЗ есть компенсации из бюджета, чтобы они стоимость топлива на внутреннем рынке не повышали, а для белорусских такой компенсации нет. Если Лукашенко говорит об этой компенсации, то есть, по сути, о распространении компенсации для российских НПЗ на белорусские, то этих 300 миллионов, конечно, недостаточно. Непонятно, откуда они берутся, как они высчитываются. Потому что в России эта компенсация высчитывается для каждого НПЗ индивидуально по сложным формулам.

Речь может идти не о том, чтобы компенсация распространилась не на все 18 млн тонн нефти, которые перерабатываются на белорусских НПЗ, а только на 6 миллионов тонн, которые в дальнейшем идут на внутренний рынок Белоруссии. Вот это было бы более-менее логичным с точки зрения поведения Путина. Он пытается сказать: «Мы не можем поддерживать всю вашу экономику. Вы зарабатываете на том, что просто перепродаёте нефтепродукты, произведённые из российской нефти, и непонятно, почему мы должны за свой счёт оплачивать этот ваш бизнес». А поддержать внутренний рынок, обычных белорусских потребителей – это укладывается в российскую политику», - объяснил эксперт.

Как именно будет реализован механизм компенсации, пока не очень понятно. Зато ясно, что деньги на это придётся брать из российского бюджета, считает Юшков.

«Организовать межбюджетные переводы сложно. Может быть, речь идёт о том, что российские компании будут ещё и от себя какую-то скидку делать. В реальности сами они не пострадают, но в таком случае пострадает российский бюджет, потому что размер этой скидки будет компенсироваться компаниям из бюджета», - отметил собеседник НСН.

Белоруссия с конца прошлого года не может согласовать с Россией условия поставки нефти: Минск не устраивает цена и отсутствие соглашение по компенсации потерь от налогового манёвра. На этой неделе Лукашенко встречался с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, но о преодолении разногласий не сообщалось.

Автор: Денис Пискарев

Источник: НСН, 21.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики