Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия пришли к "безальтернативному компромиссу" в поставках нефти

Россия и Белоруссия пришли к "безальтернативному компромиссу" в поставках нефти

Заявления Лукашенко, что Россия возместит выпадающие из-за налогового маневра доходы Минска, слишком однобоко и не показывает уступок Белоруссии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что президент РФ Владимир Путин предложил ему компенсировать выпадающие из-за налогового маневра доходы Минска от экспортных пошлин. "Вы знаете, иногда у нас возникают споры по отдельным вопросам, и он внес предложение, чтобы мы над ним подумали, в том числе и по поставкам нефти в Беларусь. Это было неожиданное предложение", - сказал Лукашенко.

Он отметил, что "по нефти вопрос стоит так, что Россия готова Белоруссии сохранить финансовый уровень прошлого года". А выпадающие доходы РБ из-за налогового маневра России будут ей компенсированы. Лукашенко подчеркнул, что видит в этом предложении "хоть какой-то путь к развязке споров, какое-то движение вперед". Белорусская сторона "обсчитывает это предложение".

"Налоговый маневр России предполагает поэтапный перевод экспортной пошлины нефти в налог на добычу полезных ископаемых, в результате чего ранее покупавшая без пошлин наше сырье Белоруссия лишается скидки, - отмечает эксперт. - В 2019 году скидка для РБ составляла $15 с каждого барреля. Добывающие компании РФ резонно говорили, что не могут продавать Минску сырье по прежним ценам, на что Лукашенко отвечал: если компании РФ поступятся прибылями, то Белоруссия изменений не ощутит.

Налоговый маневр ради Белоруссии никто в России, конечно, менять не станет. А добывающие предприятия РФ, конечно, не могут работать на соседнюю страну даром. То есть в целом, если торговые отношения будут сохранены, придется искать взаимовыгодные позиции. Односторонние уступки со стороны России в данном случае просто невозможны".

Россия не отменила налоговый маневр из-за Белоруссии

Пресс-секретарь президента РФ прокомментировал варианты нефтяной сделки. "Поставки осуществляет не Россия, а нефтяные компании. Замглавы Администрации президента РФ Дмитрий Козак вчера нефтяные и профильные собирал компании. Они, компании, высказывали свои позиции касательно цен и скидок. Не может идти речи, что компаниям навязывали бы цены, которые не соответствовали международной конъюнктуре. Правительство РБ продолжит контакты и с компаниями, и с Россией", - сказал Дмитрий Песков.

Поставки российской нефти на белорусские НПЗ были остановлены с 1 января, поскольку Москва и Минск не заключили соглашение об условиях поставок на этот год. Министр энергетики РФ Александр Новак рассказал: Российские нефтяные компании предложили Белоруссии новую формулу ценообразования, в которой премия экспортеров снижается на $2 ежегодно пропорционально снижению экспортной пошлины. По словам главы ведомства, предложения Москвы по поставкам нефти в РБ позволят частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины для Белоруссии.

"Как мы видим, об уступках России речь не идет – это компромисс. В 2019 году российские поставщики получали прибыль от поставок в РБ порядка $6 за тонну. Теперь прибыль составит $4, то есть речи о том, чтобы Россия взяла на себя все последствия налогового маневра не идет. При этом велика вероятность, что государство компаниям-экспортерам в том или ином виде выпавшие доходы как-то компенсирует.

То есть можно говорить о том, что кризис в нефтяном вопросе преодолен – белорусские НПЗ уже находились на грани выработки всех запасов нефти, что уже к середине марта привело бы к дефициту топлива на внутреннем рынке. Теперь Минск начнет заключать с российским поставщиками контракты на новых условиях. При этом все еще остается открытым вопрос, в чем именно Белоруссия уступила РФ.

К примеру, Белоруссия может начать поставки на рынок России нефтепродукты, о чем достаточно давно идут переговоры. Возможны и другие преференции со стороны Минска. В целом же можно констатировать, что проигравших нет – стороны пришли к взаимовыгодному и при этом безальтернативному компромиссу", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики