Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зачем было воевать с Минском? Чтобы потом согласиться на все его условия?»

«Зачем было воевать с Минском? Чтобы потом согласиться на все его условия?»

По поводу компромиссного предложения российских нефтяных компаний белорусской стороне, которое помогло бы частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины, остается очень много вопросов. Об этом ИА REGNUM заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков 21 февраля. 

«Те российские государственные представители, которые комментируют это компромиссное предложение — министр энергетики Александр Новак и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — пока объясняют недостаточно понятно. Выходит, что российские компании сократят рентабельность своих поставок в Белоруссию на $2 за тонну, и это будет компенсацией за новый шаг налогового маневра, который произошел 1 января», — сказал Юшков.

Эксперт напомнил, что, если мы подсчитаем налоговый шаг, то поймем, что экспортная пошлина уменьшилась примерно на 5%. При нынешней экспортной пошлине в феврале это значит, что нефть для Белоруссии подорожала на $4 с каждой тонны, продолжил он, отметив, что упомянутые $2 дают всего лишь половину компенсации.

«Второй момент заключается в том, что экспортная пошлина вычисляется каждый месяц на основе того, сколько нефть стоила на рынке. Если нефть подорожала, то и экспортная пошлина в следующем месяце подрастет. А здесь идет речь о некой фиксированной компенсации в размере $2 доллара с тонны. Здесь непонятно, что же это за компенсация, так как страдания Белоруссии от налогового маневра каждый месяц будут разными», — рассказал Юшков.

По словам эксперта, все это не совпадает с цифрами, которые озвучивает президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Он говорит о том, что его страна от налогового маневра теряет $420 млн или $430 млн, видимо, в год», — добавил Юшков, подсчитав, что $2 компенсации белорусам позволят сэкономить $48 млн в год, а вовсе не каких-то $420 млн или $430 млн, о которых они говорят.

Эксперт также подчеркнул, что неясно, какие точно потери считает белорусская сторона: учитывает ли она то, что экспортная пошлина на нефтепродукты, которые они экспортируют, тоже уменьшается и они от этого страдают, или они здесь тоже учитывают убытки своих НПЗ, рентабельность которых снижается из-за налогового маневра.

«Здесь очень много вопросов, и самый главный из них — вопрос о том, что Белоруссия со своей стороны отдала Москве, чтобы российские компании пошли на какие-то компромиссы. Мне кажется, что затевать всю эту энергетическую войну было глупо, если ты потом полностью соглашаешься на условия Белоруссии. Поэтому я допускаю, что логика здесь могла быть следующая: может быть, Лукашенко, когда он был в Сочи, сказали — вы со своей стороны предложите какие-то компромиссные предложения. Лукашенко уехал, подумал, потом пригласил Игоря Сечина и передал ему свои предложения. Сечин доложил о них Путину, и только тогда Путин позвонил и согласился на то, что адресовал ему Лукашенко. Но что это за предложение — это самая главная загадка». - Игорь Юшков 

По мнению эксперта, Белоруссия тоже должна была сделать какой-то шаг со своей стороны, иначе все эти «нефтяные войны» были бы бессмысленными. Юшков считает, что российская сторона выстраивала бизнес-логику всего этого конфликта на основании предположения, что Белоруссия ради сохранения каких-то льготных условий торговли нефтью и газом должна нести какую-то выгоду России.

«Встал вопрос о том, что просто так снабжать вас льготными углеводородами мы больше не можем. Нам нужны деньги для покрытия социальных расходов, и никакого смысла в поддержании белорусской экономики мы не видим. Политическую лояльность Белоруссия не демонстрирует, Крым не признала и так далее. Я думаю, что у российских элит была такая позиция, и вряд ли они ее поменяли. А это значит, что Лукашенко должен был сделать какой-то шаг со своей стороны», — отметил эксперт.

Юшков считает, что факт проведения переговоров с одной российской компанией подталкивает к мысли о том, что он мог договориться с компанией «Роснефть» о продаже ей контрольного пакета акций в Мозырском НПЗ, где у «Роснефти» уже есть большая доля.

«Эта версия была бы логичной, потому что, если «Роснефть» даёт скидку, она должна где-то больше зарабатывать. Это возможно, только если она выстроит вертикальную интеграцию за счет покупки контрольного пакета акций белорусского НПЗ. Если бы контрольный пакет Мозырского НПЗ получила «Роснефть», она стала бы больше зарабатывать на этой производственной цепочке и тогда могла бы дать скидку для Новополоцкого НПЗ. Я думаю, что в ближайшее время мы должны узнать, что Белоруссия нам дала, чтобы мы согласились на какие-то компромиссные условия», — подытожил Игорь Юшков

Источник: ИА REGNUM, 21.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики