Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зачем было воевать с Минском? Чтобы потом согласиться на все его условия?»

«Зачем было воевать с Минском? Чтобы потом согласиться на все его условия?»

По поводу компромиссного предложения российских нефтяных компаний белорусской стороне, которое помогло бы частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины, остается очень много вопросов. Об этом ИА REGNUM заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков 21 февраля. 

«Те российские государственные представители, которые комментируют это компромиссное предложение — министр энергетики Александр Новак и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — пока объясняют недостаточно понятно. Выходит, что российские компании сократят рентабельность своих поставок в Белоруссию на $2 за тонну, и это будет компенсацией за новый шаг налогового маневра, который произошел 1 января», — сказал Юшков.

Эксперт напомнил, что, если мы подсчитаем налоговый шаг, то поймем, что экспортная пошлина уменьшилась примерно на 5%. При нынешней экспортной пошлине в феврале это значит, что нефть для Белоруссии подорожала на $4 с каждой тонны, продолжил он, отметив, что упомянутые $2 дают всего лишь половину компенсации.

«Второй момент заключается в том, что экспортная пошлина вычисляется каждый месяц на основе того, сколько нефть стоила на рынке. Если нефть подорожала, то и экспортная пошлина в следующем месяце подрастет. А здесь идет речь о некой фиксированной компенсации в размере $2 доллара с тонны. Здесь непонятно, что же это за компенсация, так как страдания Белоруссии от налогового маневра каждый месяц будут разными», — рассказал Юшков.

По словам эксперта, все это не совпадает с цифрами, которые озвучивает президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Он говорит о том, что его страна от налогового маневра теряет $420 млн или $430 млн, видимо, в год», — добавил Юшков, подсчитав, что $2 компенсации белорусам позволят сэкономить $48 млн в год, а вовсе не каких-то $420 млн или $430 млн, о которых они говорят.

Эксперт также подчеркнул, что неясно, какие точно потери считает белорусская сторона: учитывает ли она то, что экспортная пошлина на нефтепродукты, которые они экспортируют, тоже уменьшается и они от этого страдают, или они здесь тоже учитывают убытки своих НПЗ, рентабельность которых снижается из-за налогового маневра.

«Здесь очень много вопросов, и самый главный из них — вопрос о том, что Белоруссия со своей стороны отдала Москве, чтобы российские компании пошли на какие-то компромиссы. Мне кажется, что затевать всю эту энергетическую войну было глупо, если ты потом полностью соглашаешься на условия Белоруссии. Поэтому я допускаю, что логика здесь могла быть следующая: может быть, Лукашенко, когда он был в Сочи, сказали — вы со своей стороны предложите какие-то компромиссные предложения. Лукашенко уехал, подумал, потом пригласил Игоря Сечина и передал ему свои предложения. Сечин доложил о них Путину, и только тогда Путин позвонил и согласился на то, что адресовал ему Лукашенко. Но что это за предложение — это самая главная загадка». - Игорь Юшков 

По мнению эксперта, Белоруссия тоже должна была сделать какой-то шаг со своей стороны, иначе все эти «нефтяные войны» были бы бессмысленными. Юшков считает, что российская сторона выстраивала бизнес-логику всего этого конфликта на основании предположения, что Белоруссия ради сохранения каких-то льготных условий торговли нефтью и газом должна нести какую-то выгоду России.

«Встал вопрос о том, что просто так снабжать вас льготными углеводородами мы больше не можем. Нам нужны деньги для покрытия социальных расходов, и никакого смысла в поддержании белорусской экономики мы не видим. Политическую лояльность Белоруссия не демонстрирует, Крым не признала и так далее. Я думаю, что у российских элит была такая позиция, и вряд ли они ее поменяли. А это значит, что Лукашенко должен был сделать какой-то шаг со своей стороны», — отметил эксперт.

Юшков считает, что факт проведения переговоров с одной российской компанией подталкивает к мысли о том, что он мог договориться с компанией «Роснефть» о продаже ей контрольного пакета акций в Мозырском НПЗ, где у «Роснефти» уже есть большая доля.

«Эта версия была бы логичной, потому что, если «Роснефть» даёт скидку, она должна где-то больше зарабатывать. Это возможно, только если она выстроит вертикальную интеграцию за счет покупки контрольного пакета акций белорусского НПЗ. Если бы контрольный пакет Мозырского НПЗ получила «Роснефть», она стала бы больше зарабатывать на этой производственной цепочке и тогда могла бы дать скидку для Новополоцкого НПЗ. Я думаю, что в ближайшее время мы должны узнать, что Белоруссия нам дала, чтобы мы согласились на какие-то компромиссные условия», — подытожил Игорь Юшков

Источник: ИА REGNUM, 21.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики