Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Договор РФ и Минска о компенсации за налоговый маневр повлечет новые споры о цене нефти

Договор РФ и Минска о компенсации за налоговый маневр повлечет новые споры о цене нефти

Достигнутая договоренность России и Белоруссии о компенсации за налоговый маневр не станет финалом затянувшихся переговоров и многочисленных попыток Минска получить уступки от Москвы, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Российская Федерация и Белоруссия пришли к договоренности о частичной компенсации за налоговый маневр. Предполагается, что снижение произойдет благодаря сокращению премий для российских компаний приблизительно на $2 за каждую тонну ежегодно – такой показатель ненамного превышает 10% всех потерь Белоруссии от налогового маневра в 2020 году.

Ранее общий ущерб Белоруссия оценивала в $10 млрд к 2024 году. Основными причинами таких потерь могли бы стать высокая цена на нефть для белорусских нефтеперерабатывающих заводов и низкие зачисления в бюджет от экспортной пошлины за 6 млн тонн российской нефти.

«Несмотря на достигнутую договоренность, экспертное сообщество только предварительно может оценивать, каким образом будет проходить процесс торговли российской нефти в 2020 году. Это связано с тем, что известно лишь о заявлении президента Белоруссии Александра Лукашенко, который ранее заявлял о том, что президент Российской Федерации Владимир Путин сделал ему неожиданное предложение о готовности Москвы компенсировать Минску выпадающие доходы из-за налогового маневра в России», – прокомментировал Митрахович.

Также достигнутой договоренности предшествовало сообщение пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, подтверждающее намерение Владимира Путина в отношении Минска, а также информация, поступившая от министра энергетики Александра Новака о сокращении премий на $2.

Предложили подсчитать: что получит Минск

Александр Лукашенко упоминал также о том, что Владимир Путин посоветовал ему произвести расчеты потерь от снижения таможенной пошлины в России. Спустя несколько часов президент Белоруссии сообщил о готовности страны представить результаты. Согласно его расчетам, закупка 24 млн тонн российской нефти спровоцирует потери от налогового маневра в текущем году в размере $420-430 млн. Компенсация этой суммы должна происходить за счет снижения премий к цене нефти, которые получают российские компании при транзите энергоресурса на белорусские территории.

«Российская сторона ранее не использовала термин «премия». Его изобрела Белоруссия, которая имела ввиду, что компании России будут поставлять более дорогую нефть по сравнению с 2019 годом без дополнительной наценки. Но на самом деле они не требовали никаких премий, а отыгрывали тот результат, который дал налоговый маневр. Его российские компании перекладывают на покупателя, но это считается нормальным. Даже при таких условиях нефть России гораздо дешевле, чем нефть других поставщиков», – объяснил эксперт.

Президент Белоруссии, добавляет собеседник, настойчиво старался добиться компенсаций от российской стороны и, скорее всего, ему удалось достичь каких-то конкретных результатов.

«Но говорить о том, что в конце концов компенсация составит $2 за тонну, пока рано – все еще может измениться. Может быть, Лукашенко решит еще все переиграть, так как такая уступка полностью не отыгрывает все возможные потери Белоруссии за покупку российской нефти. Пока что мы не знаем, сколько именно готова компенсировать Москва, а также неизвестно, кто будет возмещать потери нефтедобывающим компаниям России», – предположил собеседник. 

Станислав Митрахович отметил, что компенсации будут производится из российского бюджета.

«Власти могут или разрешить рост цен на бензин, или дать обратный акциз для поддержки местных НПЗ. Вероятно, по этой схеме будет прорабатываться возмещение для Белоруссии», – добавил эксперт.

Долгие переговоры: каков итог

Напомним, Белоруссия и Российская Федерация вели переговоры о поставках нефти с 2019 года. Договоренность не была достигнута из-за требований Минска уступить в стоимости и изменить условия нового долгосрочного контракта. В связи с этим поставки российской нефти на территории белорусской стороны прекратились, из-за чего Минск неоднократно предпринимал попытки поисков альтернативных поставщиков энергоресурса.

«Думаю, что на данном этапе прения все же не окончены. Обещанное Москвой снижение стоимости позволит провести лишь частичную компенсацию. Поэтому дальнейшее развитие сложившейся ситуации и точные данные о достигнутой договоренности станут доступны в ближайшее время.

Возможно, что Москва пошла на уступку в ответ на какие-то действия Минска, возможно также, что Белоруссия решила допустить российские компании к приватизации своих НПЗ. Также есть вариант, что Александр Лукашенко пошел на уступки в политическом направлении, например, пообещал что-то в рамках экономической интеграции, которую не торопился реализовывать. Но ясно одно – в любом случае Белоруссии придется смириться с тем, что цены на нефть по сравнению с 2019 годом будут расти, но медленнее. А вот что Лукашенко дал взамен – большая интрига», – резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 22.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики