Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Дружба" дружбой, а нефть из Клайпеды

"Дружба" дружбой, а нефть из Клайпеды

Продолжаются странные игры белорусского лидера Александра Лукашенко вокруг поставок нефти из России. Позицию самой России в данном вопросе, точнее, ее руководителей и топ-менеджеров "нефтянки", также сложно назвать последовательной. Единственное, что изменилось буквально в последние дни – тон и градус заявлений Лукашенко, который ранее то заявлял о принудительном отборе нефти из трубы "Дружбы", то грозил другими карами и неприятностями.

На сегодня картина по нефти и ценообразованию вокруг этого важнейшего ресурса для Белорссии остается по-прежнему неопределенной. Недавно Александр Лукашенко сумел-таки "продавить" Россию по сохранению цены на газ, до конца 2020 года действует те же цены, что и в году предыдущем. Правда, этому есть и объективное объяснение – цены на "голубое топливо" продолжают снижаться во всем мире, так что тут как раз все объяснимо.

Для понимания противоречивости картины по позициям Москвы и Минска стоит просто привести несколько последних новостей по теме. 19 февраля президент "Роснефти" Игорь Сечин неожиданно совершил короткий вояж в соседнюю страну и встретился под телекамеры с Александром Лукашенко. Больше никаких подробностей ни белорусская, ни российская стороны не приводили. Встретились, поговорили и все, о чем договорились и договорились ли вообще – тайна, покрытая мраком.

На следующий день стало известно о покупке 160 тыс. тонн российской нефти белорусскими нефтетрейдерами с поставкой через литовский парт Клайпеда. Цена сделки и подробности ни одна сторона не озвучивала.

21 февраля РИА "Новости" приводит очередное заявление Лукашенко, который заявил, цитируем, о "неожиданном предложении" со стороны России. Это самое "неожиданное предложение" касалось якобы компенсации белорусской стороне за российский налоговый маневр, в результате чего, собственно, Лукашенко и говорил о своих финансовых претензиях все последние месяцы. Речь вроде бы (по словам белорусского президента) шла о 300 млн долларов по году.

Потери белорусских переработчиков нефти и трейдеров эта сумма, естественно, не покрывает, но хоть что-то…

Телеграм-канал "Незыгарь" уточняет, что Сечин прилетел в Минск на переговоры по поручению Владимира Путина, визит был абсолютно внеплановым. Как утверждает автор, Сечин еще раз предупредил Лукашенко о последствиях любых несанкционированных отборов российской нефти при прокачке по нефтепроводу "Дружба". Нефть российская сторона прокачивает по договору с Белоруссией и вообще-то исправно платит за транзит, поэтому такой экономический экстремизм со стороны властей братской республики, мягко говоря, не одобряется и не приветствуется. У Александра Лукашенко, напомним, была и есть своя позиция на сей счет – в республику ежегодно по договору с Россией поставляется до 24 млн тонн сырой нефти из РФ, но с января текущего года объемы поставок сократились до 400 тыс. тонн в месяц (вместо 2 млн тонн в среднем до того).

Причина – отсутствие договора о цене на нефть, единственная российская компания Михаила Гуцериева, которая продолжает гнать сырье на прежних условиях, но там отдельная долгая история взаимоотношений владельца "Сафмара" с белорусскими властями и особенно с семьей белорусского президента.

Да, "Незыгарь" добавляет, что договориться в очередной раз ни до чего не удалось, а Сечин сделал якобы в Минске очередное предложение о покупке белорусских НПЗ российской стороной. На следующий день, напомним, появилась новость о покупке российской нефти через Клайпеду. В конце ноября Белоруссия закупила партию норвежской нефти также с поставкой через прибалтийские порты.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU пояснил, зачем белорусские трейдеры (и Лукашенко) идут на явно удорожающие условия поставки нефти из Прибалтики.

"Что-то комментировать, не зная конкретных деталей соглашений, тяжело, но давайте разбираться. Изначально речь с российской стороны шла о цене для Белоруссии по нефти чуть ниже среднемировой, на что Минск категорически отказывался идти. Так называемая "премия" российским поставщикам не взята с потолка, она как раз обусловлена условиями поставки, право собственности на поставляемую нефть переходит от российской к белорусской стороне, я напомню, уже на местных НПЗ. То есть грубо говоря, нефть доставляется прямо "на дом". Но для российских компаний это и затраты на транзит, и прочие издержки, но Лукашенко говорит – я хочу нефть по прежним ценам и не взирая на растущие издержки поставщиков!" – анализирует эксперт.

По его словам, можно было бы договориться о моменте перехода прав на поставляемую нефть еще на границе, но в таком случае сама белорусская сторона должна оплачивать доставку нефти до своих НПЗ. И это Лукашенко также не устраивает!

"Я смотрел, кстати, отчетность белорусских НПЗ за 2018 год, свежих данных пока нет. Так вот, уже в то время Новополоцкий завод, это "Нафтан", показывал отсутствие прибыли и убытки. С чем это связано, сказать сложно, но мы знаем, что за счет дешевых энергоресурсов из России в соседней республике дотируется буквально все. И Лукашенко, настаивая на сохранении цен, бьется за сохранение именно этой экономической модели", – говорит Юшков. По мысли белорусского лидера, экономику республики в конечном итоге должны дотировать российские нефтяные (и газовые компании), что по понятным причинам совсем не вызывает восторга у наших руководителей.

Собеседник указал и еще на ряд критических точек в переговорах Москвы и Минска, которые никогда не озвучиваются в отчетах официальных мероприятий.

"На ту же Украину белорусы традиционно поставляют в год что-то порядка 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Поставляют практически по мировым ценам, получая сырье со скидкой из России! Еще интереснее с поставками нефтепродуктов в Великобританию с белорусских НПЗ, туда наоборот, серьезные объемы отправляются с хорошим дисконтом. Вопрос – а где формируется центр прибыли от этих поставок на британские острова и, собственно, кто является конечным бенефициаром таких странных сделок?" – задается вопросом эксперт.

До разрешения белорусского вопроса, видимо, пока все еще далеко, хотя некоторые эксперты считают, что после ряда неудачных переговоров между Путиным и Лукашенко в Сочи, в Санкт-Петербурге и снова в Сочи – Кремль начал действовать более жестко и решительно.

Белорусский лидер явно почувствовал изменения и перестал бросаться обвинениями (а то и прямыми оскорблениями) в адрес своего восточного соседа, предпочитая в последнее время вообще ничего не говорить и не комментировать. В Кремле в качестве советника по белорусскому вопросу с недавних пор выступает, кстати, Дмитрий Козак.

Возможно, это и к лучшему, тем более что Россия вновь приглашает "батьку" все-таки к диалогу и дарит ту самую "компенсацию" в 300 млн долларов.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики