Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новую систему транзита газа через Польшу закрепят Газовой директивой

Новую систему транзита газа через Польшу закрепят Газовой директивой

Польша введет в действие на территории страны поправки в Газовую директиву ЕС, которые принимались для ограничения деятельности «Северного потока — 2». В самой стране под их действие попадет газопровод Ямал-Европа. Впрочем, польский оператор еще раньше прописал, что мощности магистрали будут продаваться теперь не по долгосрочному контракту, а на аукционах.

Сегодня, 25 февраля, польское правительство рассмотрит проект поправок в закон об энергетике, в который включены изменения в Газовую директиву ЕС. Они предусматривают, что под нормативные акты Евросоюза подпадают теперь и газопроводы, соединяющие членов ЕС с третьими странами. Об этом сообщает «Польское агентство печати».

Поправки в Газовую директиву ЕС приняли в прошлом году. Они предполагают, что все газопроводы в страны Евросоюза, построенные после мая 2019 года, подпадают под действие Третьего энергопакета. Это означает, что поставщик газа и оператор газопровода должны быть независимыми друг от друга компаниями, а мощности должны резервироваться и под независимых поставщиков. В Брюсселе особо и не скрывали, что изменения направлены против «Северного потока — 2». 

В Польше применение директивы может повлиять на работу газопровода Ямал-Европа, так как деятельность построенных до мая 2019 года магистралей также может подпадать под действие документа, но это определяют власти страны, через которую газопроводы заходят в ЕС. И В Варшаве еще раньше определились с тем, что транзитный газопровод из Европы после окончания действия транзитного контракта с «Газпромом» в мае этого года будет работать по правилам внутреннего рынка ЕС. Поэтому, отмечает «Польское агентство печати», в оценке нормативного воздействия применения поправок говорится, что в случае действующего газопровода Ямал-Европа положения, предусмотренные в директиве, уже вступили в силу. Что касается «Балтийского газопровода» из Норвегии, то закон не будет налагать на него обязательства, поскольку в межправительственном соглашении, регулирующем эксплуатацию газопровода, предусмотрено полное применение законодательства ЕС.

Польша — не единственная страна, с которой в недалеком будущем у «Газпрома» закончится транзитный контракт. Как замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, работа по европейским правилам не в новинку для российского холдинга, но Польша — отдельная история. «В Польше проблема состоит в том, что вопрос транзита, с одной стороны, политизирован, а с другой — поляки хотят получать за транзит нетрудовые доходы», — говорит эксперт.

EADaily писало, что в конце января Офис по регулированию энергетики (ERO) сообщил, что в декабре утвердил доверительный договор об операторских обязанностях по польскому участку газопровода Ямал — Европа между Gaz-System и TGPS EuRoPol GAZ. Оператор Gaz-System, в свою очередь, заявил параллельно ERO, что все мощности ямальского газопровода будут выставляться на аукцион, в котором придется участвовать и «Газпрому». «В соответствии с регуляторными нормами ЕС и национальными законами Gaz-System обязана гарантировать мощности в газопроводах, управляемых компанией, на основе прозрачности и принципах недискриминации. Бронирование мощностей будет проводиться на аукционе согласно правилам, прописанным в Сетевом коде польского участка газопровода „Ямал“ (TNC TGPS). Сейчас Gaz-System обеспечивает небронированные мощности, основанные на предыдущих правилах. 16 мая 2020 года заканчивает действие исторический контракт на транзит газа между EuRoPol GAZ s.a. и „Газпром экспортом“. Поэтому аукционы через платформу GSA будут предлагать полную мощность газопровода на входной точке „Кондратки“ и выходной точке „Мальнев“ на полдня, сутки, месяц и квартал в газовом году 2019−2020 (с октября по октябрь). На 2020−2021 газовый год будут разыгрываться и годовые поставки», — говорилось в официальном сообщении Gaz-System. 

Изменение формы работы, тем временем, приведет и к изменению транзитных тарифов, на чем настаивает польская сторона. Еще в прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн. Высокопоставленный чиновник оценил потери Польши в 2010—2017 годах в $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год.

Польский участок газопровода находится в собственности компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания . По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн).

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — отмечал EADaily замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 25.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики