Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новую систему транзита газа через Польшу закрепят Газовой директивой

Новую систему транзита газа через Польшу закрепят Газовой директивой

Польша введет в действие на территории страны поправки в Газовую директиву ЕС, которые принимались для ограничения деятельности «Северного потока — 2». В самой стране под их действие попадет газопровод Ямал-Европа. Впрочем, польский оператор еще раньше прописал, что мощности магистрали будут продаваться теперь не по долгосрочному контракту, а на аукционах.

Сегодня, 25 февраля, польское правительство рассмотрит проект поправок в закон об энергетике, в который включены изменения в Газовую директиву ЕС. Они предусматривают, что под нормативные акты Евросоюза подпадают теперь и газопроводы, соединяющие членов ЕС с третьими странами. Об этом сообщает «Польское агентство печати».

Поправки в Газовую директиву ЕС приняли в прошлом году. Они предполагают, что все газопроводы в страны Евросоюза, построенные после мая 2019 года, подпадают под действие Третьего энергопакета. Это означает, что поставщик газа и оператор газопровода должны быть независимыми друг от друга компаниями, а мощности должны резервироваться и под независимых поставщиков. В Брюсселе особо и не скрывали, что изменения направлены против «Северного потока — 2». 

В Польше применение директивы может повлиять на работу газопровода Ямал-Европа, так как деятельность построенных до мая 2019 года магистралей также может подпадать под действие документа, но это определяют власти страны, через которую газопроводы заходят в ЕС. И В Варшаве еще раньше определились с тем, что транзитный газопровод из Европы после окончания действия транзитного контракта с «Газпромом» в мае этого года будет работать по правилам внутреннего рынка ЕС. Поэтому, отмечает «Польское агентство печати», в оценке нормативного воздействия применения поправок говорится, что в случае действующего газопровода Ямал-Европа положения, предусмотренные в директиве, уже вступили в силу. Что касается «Балтийского газопровода» из Норвегии, то закон не будет налагать на него обязательства, поскольку в межправительственном соглашении, регулирующем эксплуатацию газопровода, предусмотрено полное применение законодательства ЕС.

Польша — не единственная страна, с которой в недалеком будущем у «Газпрома» закончится транзитный контракт. Как замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, работа по европейским правилам не в новинку для российского холдинга, но Польша — отдельная история. «В Польше проблема состоит в том, что вопрос транзита, с одной стороны, политизирован, а с другой — поляки хотят получать за транзит нетрудовые доходы», — говорит эксперт.

EADaily писало, что в конце января Офис по регулированию энергетики (ERO) сообщил, что в декабре утвердил доверительный договор об операторских обязанностях по польскому участку газопровода Ямал — Европа между Gaz-System и TGPS EuRoPol GAZ. Оператор Gaz-System, в свою очередь, заявил параллельно ERO, что все мощности ямальского газопровода будут выставляться на аукцион, в котором придется участвовать и «Газпрому». «В соответствии с регуляторными нормами ЕС и национальными законами Gaz-System обязана гарантировать мощности в газопроводах, управляемых компанией, на основе прозрачности и принципах недискриминации. Бронирование мощностей будет проводиться на аукционе согласно правилам, прописанным в Сетевом коде польского участка газопровода „Ямал“ (TNC TGPS). Сейчас Gaz-System обеспечивает небронированные мощности, основанные на предыдущих правилах. 16 мая 2020 года заканчивает действие исторический контракт на транзит газа между EuRoPol GAZ s.a. и „Газпром экспортом“. Поэтому аукционы через платформу GSA будут предлагать полную мощность газопровода на входной точке „Кондратки“ и выходной точке „Мальнев“ на полдня, сутки, месяц и квартал в газовом году 2019−2020 (с октября по октябрь). На 2020−2021 газовый год будут разыгрываться и годовые поставки», — говорилось в официальном сообщении Gaz-System. 

Изменение формы работы, тем временем, приведет и к изменению транзитных тарифов, на чем настаивает польская сторона. Еще в прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн. Высокопоставленный чиновник оценил потери Польши в 2010—2017 годах в $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год.

Польский участок газопровода находится в собственности компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания . По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн).

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — отмечал EADaily замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 25.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики