Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новую систему транзита газа через Польшу закрепят Газовой директивой

Новую систему транзита газа через Польшу закрепят Газовой директивой

Польша введет в действие на территории страны поправки в Газовую директиву ЕС, которые принимались для ограничения деятельности «Северного потока — 2». В самой стране под их действие попадет газопровод Ямал-Европа. Впрочем, польский оператор еще раньше прописал, что мощности магистрали будут продаваться теперь не по долгосрочному контракту, а на аукционах.

Сегодня, 25 февраля, польское правительство рассмотрит проект поправок в закон об энергетике, в который включены изменения в Газовую директиву ЕС. Они предусматривают, что под нормативные акты Евросоюза подпадают теперь и газопроводы, соединяющие членов ЕС с третьими странами. Об этом сообщает «Польское агентство печати».

Поправки в Газовую директиву ЕС приняли в прошлом году. Они предполагают, что все газопроводы в страны Евросоюза, построенные после мая 2019 года, подпадают под действие Третьего энергопакета. Это означает, что поставщик газа и оператор газопровода должны быть независимыми друг от друга компаниями, а мощности должны резервироваться и под независимых поставщиков. В Брюсселе особо и не скрывали, что изменения направлены против «Северного потока — 2». 

В Польше применение директивы может повлиять на работу газопровода Ямал-Европа, так как деятельность построенных до мая 2019 года магистралей также может подпадать под действие документа, но это определяют власти страны, через которую газопроводы заходят в ЕС. И В Варшаве еще раньше определились с тем, что транзитный газопровод из Европы после окончания действия транзитного контракта с «Газпромом» в мае этого года будет работать по правилам внутреннего рынка ЕС. Поэтому, отмечает «Польское агентство печати», в оценке нормативного воздействия применения поправок говорится, что в случае действующего газопровода Ямал-Европа положения, предусмотренные в директиве, уже вступили в силу. Что касается «Балтийского газопровода» из Норвегии, то закон не будет налагать на него обязательства, поскольку в межправительственном соглашении, регулирующем эксплуатацию газопровода, предусмотрено полное применение законодательства ЕС.

Польша — не единственная страна, с которой в недалеком будущем у «Газпрома» закончится транзитный контракт. Как замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, работа по европейским правилам не в новинку для российского холдинга, но Польша — отдельная история. «В Польше проблема состоит в том, что вопрос транзита, с одной стороны, политизирован, а с другой — поляки хотят получать за транзит нетрудовые доходы», — говорит эксперт.

EADaily писало, что в конце января Офис по регулированию энергетики (ERO) сообщил, что в декабре утвердил доверительный договор об операторских обязанностях по польскому участку газопровода Ямал — Европа между Gaz-System и TGPS EuRoPol GAZ. Оператор Gaz-System, в свою очередь, заявил параллельно ERO, что все мощности ямальского газопровода будут выставляться на аукцион, в котором придется участвовать и «Газпрому». «В соответствии с регуляторными нормами ЕС и национальными законами Gaz-System обязана гарантировать мощности в газопроводах, управляемых компанией, на основе прозрачности и принципах недискриминации. Бронирование мощностей будет проводиться на аукционе согласно правилам, прописанным в Сетевом коде польского участка газопровода „Ямал“ (TNC TGPS). Сейчас Gaz-System обеспечивает небронированные мощности, основанные на предыдущих правилах. 16 мая 2020 года заканчивает действие исторический контракт на транзит газа между EuRoPol GAZ s.a. и „Газпром экспортом“. Поэтому аукционы через платформу GSA будут предлагать полную мощность газопровода на входной точке „Кондратки“ и выходной точке „Мальнев“ на полдня, сутки, месяц и квартал в газовом году 2019−2020 (с октября по октябрь). На 2020−2021 газовый год будут разыгрываться и годовые поставки», — говорилось в официальном сообщении Gaz-System. 

Изменение формы работы, тем временем, приведет и к изменению транзитных тарифов, на чем настаивает польская сторона. Еще в прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн. Высокопоставленный чиновник оценил потери Польши в 2010—2017 годах в $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год.

Польский участок газопровода находится в собственности компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания . По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн).

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — отмечал EADaily замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 25.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики