Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Раздули проблему»: насколько справедлива компенсация для Белоруссии за «грязную нефть»

«Раздули проблему»: насколько справедлива компенсация для Белоруссии за «грязную нефть»

Россия и Белоруссия наконец решили энергетическую проблему, тянущуюся с прошлого года. Они согласовали размер компенсации за поставки «грязной» нефти — она составит 15 долларов за баррель. Зампред компании «Белнефтехим» Владимир Сизов сообщил о подписании сторонами соответствующего протокола.

В апреле 2019 года Белоруссия заявила о понижении качества поставляемой из России нефти по трубопроводу «Дружба». Минск не раз требовал от Москвы возместить ущерб. По оценкам российского посла в Белоруссии Владимира Семашко, урон составил 70 миллионов долларов. Глава МИД Белоруссии Владимир Макей называл сумму в два миллиарда долларов.

В декабре прошлого года Минск согласился на возмещение в размере 15 долларов за баррель. Насколько эта сумма компенсирует потери Белоруссии?

— 15 долларов — совершенно нормальная цена. Она предполагалась изначально, еще много месяцев назад, когда прошли первые согласования между «Транснефтью» и ее партнером по поводу загрязненной нефти из Казахстана, который тоже пострадал из-за ситуации на «Дружбе», — сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Эксперт обратил внимание на то, что Минск заявлял о повреждениях оборудования на НПЗ: «Судя по всему, Белоруссии не удалось доказать сверхмасштабные проблемы, поэтому сумма не превысила 15 долларов за баррель».

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец заметил, что из-за загрязнения нефтепровода «Дружба» пострадала не только Белоруссия, но и ряд европейских государств. Однако эту проблему можно было решить спокойно еще в прошлом году, как это сделал Казахстан.

— Вместо того, чтобы в спокойном режиме обсудить и провести в рабочем порядке консультации с компанией, которая нанесла этот ущерб, и предоставить документы, которые требовала российская сторона, Лукашенко начал раздувать из этой истории проблему глобального масштаба. Хотя российская корпорация признала свою вину и готова была выплатить компенсацию, у многих сложилось впечатление, что между Россией и Белоруссией идет нефтяная война, — подчеркнул Болкунец.

Несмотря на разрешение этого спора, между Россией и Белоруссией остается много неразрешенных вопросов в сфере энергетики. Лукашенко по-прежнему возмущается последствиями налогового маневра в нефтяном секторе России, из-за которого в следующие пять лет Минск может потерять шесть миллиардов долларов. Кроме того, он требует от России установить для Белоруссии внутрироссийские цены на газ и блокирует углубление Союзного государства.

Авторы: Рафаэль Залян, Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 25.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики