Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко не ожидал — Песков не подтвердил

Лукашенко не ожидал — Песков не подтвердил

Выводы об окончании энергетического спора между Россией и Беларусью делать рано

Москва сделала Минску «неожиданное предложение по нефти». После длительной череды переговоров, а также различных публичных заявлений белорусского лидера Александра Лукашенко Россия предложила компенсировать Белоруссии около $300 млн за счет премии нефтяным компаниям. Хочется надеяться, что на этом затянувшийся энергетический спор прекратится, хотя трудно сказать наверняка, сможет ли президент Белоруссии настроиться на конструктив.

Как рассказал Александр Лукашенко: «Президент России позвонил (в пятницу, 21 февраля). … Вы знаете, иногда у нас возникают споры по отдельным вопросам, и он внес предложение, чтобы мы над ним подумали, в том числе и по поставкам нефти в Беларусь. Это было неожиданное предложение», — цитирует белорусского лидера агентство «Прайм». Лукашенко сообщил, что российский президент «предложил формулу посчитать, сколько мы от уменьшения таможенной пошлины (при экспорте нефтепродуктов) в 2020 году потеряем к уровню прошлого года».

«Если мы получали в прошлом году от пошлины, допустим, миллиард долларов, а в этом году за счет снижения этой пошлины — она все время снижается (из-за реализации в РФ налогового маневра) — получим, допустим, 700 миллионов долларов, то он сказал: „Мы триста миллионов долларов компенсируем, в том числе за счет премии компаниям“. То есть по нефти вопрос стоит так, что Россия готова нам сохранить финансовый уровень по нефти прошлого года», — сказал белорусский лидер.

По словам президента Белоруссии, он видит в этом предложении «хоть какой-то путь к развязке споров, … какое-то движение вперед».

Позже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что главы двух стран в состоявшемся телефонном разговоре обсуждали поставки нефти, и сейчас диалог сторон продолжается. Министр энергетики РФ Александр Новак в свою очередь пояснил, что Россия предложила формулу цены нефти для Белоруссии со снижением премии примерно на $2 за тонну ежегодно, новый подход позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины.

Вместе с тем, далеко не все в Белоруссии хорошо относятся к возможному завершению энергетического конфликта Москвы и Минска. В частности, обсуждается тема того, что мог предложить Лукашенко в обмен на скидку, и не идет ли речь получении российскими компаниями контроля над белорусскими компаниями, например, крупных долей в Мозырском НПЗ или в «Нафтане». Тем более, что еще до телефонных переговоров президентов России и Белоруссии Минск посещал глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Отраслевые эксперты, опрошенные «НиК», считаю, что прозвучавшее заявление Александра Лукашенко о телефонном разговоре с Владимиром Путиным и о том, что он видит в предложении российской стороны «хоть какой-то путь к развязке тех споров», свидетельствует по крайней мере о каком-то положительном этапе российско-белорусских переговоров. Вместе с тем они отмечают, что пока информации мало: в частности, о компенсации в 300 млн заявил только Александр Лукашенко, поэтому окончательные выводы делать рано.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков заметил, что концом нынешнего нефтяного спора между Россией и Белоруссией можно считать подписание коммерческих контрактов хотя бы на 18 млн т в год: «Непонятно, эти контракты близки к подписанию или нет. Я думаю, что определенные политические вопросы решились.

Видимо, в Сочи Лукашенко попросили сделать выбор: либо Россия продолжает налоговый маневр, либо Минск делает какие-то встречные политические или экономические шаги.

Белоруссия, судя по всему, полномасштабную интеграцию с Россией отвергла и, видимо, пошла на экономические шаги. Выслушать предложения Минска ездил Сечин. Вероятнее всего, речь шла о покупке контрольного пакета Мозырского НПЗ либо доли в Новополоцком НПЗ. Многие белорусы относятся к этому критически, но, с другой стороны, для Белоруссии это был бы оптимальный вариант, поскольку эти заводы, по крайней мере Полоцкий, уже в 2018 году были убыточными. Поэтому сейчас Минск имеет возможность продать убыточные предприятия. Налоги все равно будут поступать в белорусский бюджет, при этом они получат возможность загрузки этих НПЗ и сохранения приемлемых цен на внутреннем рынке», — пояснил эксперт.

Он предположил, что в ближайшее время должна быть какая-то новость по поводу этих договоренностей: «Участие Сечина в этом вопросе показывает, что Белоруссия пошла на какой-то компромисс. В противном случае не понятно, почему Россия согласилась дать Белоруссии скидку. Причем для Минска эта скидка небольшая, а в 2024 году по завершении налогового маневра поставки нефти на белорусские НПЗ будут столь же выгодны, как и на европейский рынок», — заметил Юшков.

Он также напомнил, что о предложении российской стороны мы знаем только со слов Лукашенко: «Не факт, что Путин это говорил. Песков сказал, что из бюджета в бюджет никаких компенсаций за налоговый маневр не будет», — указал эксперт.

Касаясь вопроса поставок газа в Белоруссию, Юшков напомнил, что слова Лукашенко о том, что Россия за пять лет обещала довести стоимость газа до российского уровня, являются ложью: «В документах никаких пунктов о единых ценах нет. При этом, продав ГТС, они несколько лет получали газ значительно ниже мировых цен. Только сейчас в ЕС на споте газ можно купить дешевле, чем $127 за 1 тыс. кубометров (стоимость газа для Белоруссии), но по долгосрочным контрактам средняя цена „Газпрома“ на европейском рынке в 2019 году составляла порядка $206», — рассказал Юшков.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев заявил, что мир всегда лучше ссоры: «Вариант компромиссный. Я по-прежнему считаю: чтобы решить эту проблему на корню Беларусь должна приватизировать свои НПЗ в пользу российских нефтяных компаний, обменяв на акции „Роснефти“ или „Газпром нефти“, чтобы получать дивиденды. В противном случае эта проблема будет периодически возникать. Слава богу, тема временно ушла, она была очень политизирована. Можно поздравить Москву и Минск», — считает аналитик.

Независимый эксперт Вячеслав Мищенко полагает, что такого вида переговоры о поставках ресурсов, в первую очередь российской нефти на белорусские НПЗ, являются коммерческим, и они должны решаться на уровне тех компаний, которые поставляют нефть в адрес белорусских предприятий: «Вся это история раскручена в связи с тем, что в РФ меняется налоговый режим (налоговый маневр), который нивелирует действие экспортной пошлины и, по сути, уравнивает стоимость российской нефти с международным рынком. Теперь российские предприятия получают ресурс по более дорогой цене, как и белорусские. Здесь нет никакой дискриминации по отношению к белорусским компаниям. Однако ранее российскую нефть белорусские НПЗ получали беспошлинно. Это позволяло российским предприятиям при поставках в Белоруссию зарабатывать чуть больше денег, чем даже при поставках на российские заводы.

Сейчас Лукашенко говорит о некой премии компаниям. Россия вроде предложила какие-то компенсации при поставках нефти. Но я не понимаю эти расчеты и не знаю, на чем они основывались, методика не понятна», — пояснил эксперт.

На его взгляд, этот спор о поставках нефти не закончен, поскольку он является элементом постоянного политического торга со стороны Лукашенко: «Люди, которые работают на рынке, подтверждают, что нормальной экономической альтернативы поставкам из России у Белоруссии нет. Норвежская или американская нефть будет стоить на 25-30% дороже, при этом отсутствует стабильность поставок.

Если этот спор не перейдет в нормальную коммерческую плоскость и компании не будут сами на своем уровне определяться с ценообразованием, конца и края этому спору не будет», — заявил Мищенко.

Кстати, последние высказывания белорусских властей подтверждают, что Минск еще не исчерпал все свои энергетические претензии. 25 февраля глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что из-за ситуации с грязной нефтью из РФ и ограничений на вывоз нефтепродуктов экспорт Белоруссии снизился более чем на $2 млрд в 2019 году: «На показателях экспорта серьезно сказалось изменение условий торговли с Российской Федерацией, несмотря на четкое выполнение Беларусью обязательств в рамках стратегического партнерства с этой страной. Введение Россией ограничений на вывоз нефтепродуктов, поставок грязной нефти привело к сокращению экспорта наших товаров, связанных с нефтяной сферой, на $2,055 млрд», — цитирует Макея агентство БелТА.

В то же время советник президента «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что несколько нефтяных компаний уже подали заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Так что ждем дальнейшего развития событий и появления деталей переговоров двух президентов, но предыдущий опыт подсказывает, что эта музыка будет вечной.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 26.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики