Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если Лукашенко решит пойти ва-банк, и не согласится на возобновление поставок из России, он может закончить весьма плачевно"

"Если Лукашенко решит пойти ва-банк, и не согласится на возобновление поставок из России, он может закончить весьма плачевно"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 февраля сообщил агентству БелТА о подписании в Москве протокола о компенсацию за поставки загрязненной хлорорганикой нефти из нефтепровода «Дружба» из расчета 15$ за баррель. Рассчитанная по текущим курсам валют сумма компенсации составит около $62 млн. В «Транснефти» факт подписания протокола на утро 26 февраля не подтвердили.

21 февраля министр энергетики Александр Новак разъяснил очередные предложения российской стороны Белоруссии: «Предложен подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижение премии примерно на 2 доллара за тонну каждый год, т. е. пропорционально снижению экспортной пошлины. Это позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины».

Одновременно «в соответствии с действующим экспортным графиком “Транснефть” приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Принятием этих заявок “Транснефть” подтвердила технические возможности по прокачке нефти». О суммарном объеме заявок на прокачку «Транснефть» не сообщила.

В это же время: "Поставки по "Одесса-Броды" начнутся в ближайшее время, в марте. Объем - несколько танкеров", - заявил Владимир Сизов. "Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море. Есть возможность приобретения ресурсов как производства азербайджанской компании, так и производителя из Российской Федерации", - сказал Сизов.

Станислав, на Ваш взгляд, каковы возможные причины достижения договоренности между РФ и Белоруссией о компенсации $15 за баррель загрязненной нефти, ведь ничего нового со стороны России не прозвучало?

Там общая идея такая, что $15 за баррель Россия компенсирует Белоруссии и это нормальный уровень компенсации, это соответствует тому, что еще много месяцев назад было заключено соглашение с Казахстаном и с некоторыми партнерами «Транснефти» в Восточной Европе. Белоруссия просто пыталась сделать вид, что она получила очень масштабный ущерб для своих двух НПЗ Мозырского и Новополоцкого, поэтому Россия должна заплатить более чем $15 за баррель компенсации. А в итоге выяснилось, что не удалось им доказать сверх масштабного ущерба для своих НПЗ, поэтому и получилось $15 долларов.

- «Транснефть» принимает заявки на прокачку нефти в Беларусь. Означает ли это, что Минск согласился с предложением главы Минэнерго А. Новака о снижении премии на $2? Какая возможна другая причина достижения договоренности о начале поставок нефти?

Насчет того, что Транснефть принимает заявки, это же предварительные заявки. Пока контрактов на поставку нефти Российских компаний в Белоруссию нет. Поэтому мы ждем, будут ли новые контракты. Ходят слухи, что будут организованы дополнительные малые компании, которые будут заниматься подобного вида бизнесом. Возможно эти компании получат какую-то компенсацию от российского правительства, возможно связанное с налогами, возможно с ценами на бензин, возможно эти компании получат право участвовать в каких-то финансовых делах, возможно в Белоруссии они получать вправо участвовать в приватизации активов в энергетике, или машиностроении, или химии. Пока эта схема не очень понята. Поэтому и переговоры продолжаются.

- Как можно оценить заявление Сизова о поставке в марте нефти через трубу Одесса-Броды? Эти слова прямо противоречат предложению Новака и фактам о заявках «Транснефти».

Через «Одесса-Броды» намного будет дороже вариант, чем из России. Они это пробовали 10 лет назад, когда были поставки нефти из Венесуэлы, но в реальности из Азербайджана, скорее все это шло и перегружалось через Одессу-Броды. Во-первых, азербайджанская нефть дороже, чем российская, она чуть легче, чуть лучше качества, но она дороже. Во-вторых, надо перевести, сначала одним видом транспортом, потом другим через море, потом через «Одессу-Броды». Нефтепровод стоит пустой, т.е. его сначала его надо заполнить нефтью. Компания Коломойского из него нефть откачала после того, как Белоруссия прекратила качать нефть по Венесуэльской схеме. Поэтому я думаю, что это будет стоить дороже долларов на 10-15 или даже больше. Поэтому я не думаю, что будут масштабные поставки, а если и будут, то они закончатся, чем закончились 10 лет назад, в итоге прекратятся.

- Насколько нефть из Одессы может оказаться дороже российской нефти, поставляемой по «Дружбе», с учетом неготовности «Одесса-Броды» (это время подготовки, стоимость технологической нефти для заполнения, другие финансовые вложения в техническую реанимацию трубы)?

Другое дело если Лукашенко решит пойти ва-банк, и не согласится на возобновление поставок из России в большом объеме, несмотря на то, что ему выгодней брать из России, в таком случает, он может закончить весьма плачевно, для Белорусской экономики - это прямой ущерб. Снижение уровня жизни населения, отсюда риск снижение популярности режима. А играть на противопоставлении себя России, которая душит его, якобы, дорогими энергоресурсами, и при этом разворачиваться назад, ну это путь Януковича, который в итоге закончил в Ростове в изгнании. Я не думаю, что Лукашенко захочет в итоге также рисковать.

Опубликовано: ИРТТЭК, 27.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики