Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дороговизина польского варианта закупки нефти из США приведет Минск к договору с Москвой

Дороговизина польского варианта закупки нефти из США приведет Минск к договору с Москвой

Главным препятствием поставок газа из США в Белоруссию является их экономическая невыгодность, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

 

Все это экономически бессмысленно

Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимски заявил, что Варшава хочет помочь Белоруссии с поставками нефти из Соединенных Штатов.

Поляки здесь пытаются отреагировать на переговорный процесс между Минском и Москвой, в рамках которого наши государства пока не могут прийти к консенсусу по вопросам интеграции и ценам на энергоносители.

Непонятно, как поляки собираются провести такие поставки, учитывая, что нефтепровод «Дружба» сложно перенаправить на нефть из США, которая может приходить в Польшу только на танкерах. Остаются железнодорожные и автомобильные поставки, которые не дешевы.

Еще не надо забывать, что американцы продают сланцевую нефть, которая является сверхлегкой и не подходит белорусским НПЗ. Ведь последние по большей части производят не бензин, а дизельное топливо.

«Белорусские НПЗ действительно настроены на российскую нефть, но это не значит, что они не могут быть переоборудованы. Их можно перенастроить на более легкие сорта нефти при условии наличия денег и желания. Белоруссия покупала венесуэльскую нефть, которая на деле была азербайджанской и более легкой по консистенции, чем российская», - заключает Митрахович.

Митрахович полагает, что всем этим можно заниматься только в случае, если есть острое политическое желание принести экономическую рациональность в жертву тем противоречиями, которые есть у Москвы и Минска.

Причиной их, опять же, является экономика, поскольку Белоруссия хочет, чтобы Россия сохранила свои нефтяные субсидии. После начала налогового маневра наша страна отменяет экспортную пошлину и вводит НДПИ, в результате чего растет цена для белорусских импортеров. Они ведь покупают нефть по внутренним российским ценам. Это привело к большому возмущению Минска и является сегодня фоном наших двусторонних отношений.

На это в Минск сбежались «польские партнеры», а также США, причем в лице Майкла Помпео, который совершил беспрецедентный визит в Минск, но есть сомнения, что это приведет к смене политики Белоруссии. Ведь эта риторика используется Минском исключительно, как инструмент.

«Технически у Польши есть известный порт Гданьск. Там есть большая недозагрузка. Этот порт можно загрузить и привести туда нефть для Минска – американскую, норвежскую, саудовскую. Да какую угодно, а история с американской нефтью – это просто политический жест, на который в Минске пошли ради громкости заголовков», - резюмирует Митрахович.

Как отмечает эксперт, происхождение нефти не играет роли – трейдеры постоянно перекупают нефть и газ, из-за чего российские ресурсы иногда продаются в качестве американской нефти. Главный вопрос здесь в экономике, а любые поставки через Польшу белорусам не выгодны.

«Логика здесь простая – у России есть политические трения с США, Польшей и Литвой, поэтому нужно использовать такую риторику для давления на Москву. А так в Минске говорили, что можно развернуть часть мощностей «Дружбы». Какое-то время качать нефть в одну сторону, какое-то – в другую, но на деле это не так-то и просто», - констатирует Митрахович.

Митрахович не знает, насколько все это технически возможно, но проблемы здесь могут возникнуть. Да даже если предположить, что поляки и белорусы все это наладят, то экономически это все равно не будет выгодно.

Такая логистика удорожит нефть на порядок

«Интермодальная перевозка, т.е. с перегрузкой из танкера в нефтепровод при покупке сырья без смягчающей экспортной пошлины будет означать недешевое предприятие. Без разницы чья нефть – из-за такого маршрута она будет стоить на 15-20 долларов дороже», - заключает Митрахович.

Можно еще использовать литовский терминал в Клайпеде с перегрузкой нефти на железную дорогу, что выйдет еще дороже. Нельзя не сказать про Одесский терминал, но для начала нужно его загрузить, а для этого необходимо закупать не американскую, а азербайджанскую нефть.

«Все это дает прибавку к стоимости барреля нефти где-то в 15 долларов по сравнению с закупками Белоруссии из России. Я считаю, что экономически – это не рационально. На такое можно пойти только временно и по каким-то узким политическим причинам», - резюмирует Митрахович.

Митрахович считает, что здравый смысл восторжествует и Минск как-то договорится с Москвой по вопросу поставок. Ведь здесь целый клубок вопросов, где всегда можно найти общий интерес.

«Если сильно упереться, то Белоруссия и другие страны Восточной Европы могут увеличить объем получаемых не из России энергоресурсов, но в целом внятной альтернативы здесь нет», - констатирует Митрахович.

Взять хотя бы проект газопровода Baltic Pipe, который должен привести газ из Норвегии в Польшу. Интересно, что норвежцы больше газа добывать не будут, поэтому они продадут здесь сырье, которое до ввода в строй «Северного потока-2» идет в Германию. Это показывает, что любые такие проекты не ставят под вопрос роль российских энергоресурсов в экономике Евросоюза.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики