Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские танкеры ушли в офшор: вывозить нефть под флагом России некому

Российские танкеры ушли в офшор: вывозить нефть под флагом России некому

Правительство планирует обязать подконтрольные государству нефтегазовые компании вывозить нефть и газ на экспорт на судах под российским флагом. Однако даже у крупнейших государственных судовладельцев танкеры зарегистрированы в других странах.

Вице-премьер Юрий Борисов поручил на Морской коллегии проработать вопрос привлечения российского флота под экспорт нефти и газа компаний, подконтрольных государству. Как сообщает «Коммерсант», в Минтрансе считают, что в документы стратегического планирования можно включить директивные указания госкомпаниям по включению в договоры продажи энергоресурсов преимущественное право привлекать российский флот для их перевозок. «Как следует из проекта протокола по итогам коллегии, Минэкономики, Минэнерго, Минприроды и Минсельхоз должны проработать соответствующее предложение и доложить до 1 апреля. К 15 апреля они должны „проработать целесообразность и обеспечить внесение изменений“, предусматривающих закрепление грузовой базы за судами под флагом РФ, в ряд стратегических документов: стратегии развития энергетики, социально-экономического развития, экономической безопасности, развития минерально-сырьевой базы, развития судостроительной промышленности и другие», — пишет издание. 

«Мера откровенно протекционистская, но, видимо, пришло время и для таких мер», — заявил вице-премьер.

При этом в Минтрансе не смогли пояснить «Коммерсанту», какой процент грузов должен быть закреплен за судами под российским флагом. Год назад ведомство предлагало установить обязательство в 50%.

В «Роснефти», «Газпроме» и «Газпром нефти», а также в министерствах «Коммерсанту» не ответили на запросы. В свою очередь, в крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот» отметили, что вопрос приоритетного доступа судов под российским флагом к национальной грузовой базе соответствует мировой практике, в этом смысле компания поддерживает инициативу Минтранса.

EADaily изучило регистрацию танкерного флота российских компаний и выяснило, что идея правительства сейчас не осуществима по той причине, что в стране почти нет необходимых судов под российским флагом.

Например, у «Совкомфлота» почти все 65 танкеров по перевозке нефти и СПГ ходят под флагами других стран. Даже газовоз «Кристоф де Маржери», работающий на проекте «Ямал СПГ», имеет кипрскую прописку. Нефтяные танкеры при этом в основном ходят под либерийским флагом. Исключения есть, но их немного. Например, нефтяной танкер «Михаил Лазарев», который обслуживает «Газпром нефть».

 

«Кристоф де Маржери» доставил российский СПГ в Испанию под кипрским флагом. Иллюстрация: marinetraffic.com.
Танкер «Приморье» работает в Персидском заливе между Фуджейрой в ОАЭ и иракской Басрой под либерийским флагом. Иллюстрация: marinetraffic.com.

 

Такая ситуация может объясняться тем, что регистрация судов под флагами других государств или «удобными флагами», как говорят специалисты, проще и дешевле. «Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели, — говорится на сайте юридической фирмы „Ремеди“ из Санкт-Петербурга. Она специализируется на поддержке клиентов по правовым и коммерческим вопросам, связанным с морским правом. — Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций». 

Десять лет назад в российских СМИ писали, что девять из десяти нефтяных танкеров российских компаний ходят под флагами других государств. Среди причин, почему суда ходят не под российским флагом, называли высокие расходы и забюрократизированность.

Однако не все танкеры российских компаний ходят под другим регистром. Так, например, все пять танкеров «Роснефтефлота», который входит в «Роснефть», имеют российскую прописку.

В «Совкомфлоте» не ответили на запрос EADaily о причинах того, что флот компании ходит под чужими флагами.

Перевод судов, перевозящих нефть и газ, под российский флаг будет крайне болезненным, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. «Судоходные компании выбирают тот флаг, под которым им удобно ходить с точки зрения простоты оформления документов, а главное — с экономической точки зрения. Но со стороны государства мы также видим последовательную политику на разностороннее импортозамещение в сфере морской перевозки углеводородов», — говорит эксперт. Он замечает, что ранее правительство приняло положение об использовании отечественных судов для транспортировки нефти и газа по Севморпути, хотя и там в итоге были даны исключения. В частности, для судов компаний, вывозящих СПГ с «Ямал СПГ».

«Тем не менее государство заставляет компании размещать заказы на российских верфях. Тоже самое будет происходить и с флагами на судах: власти будут убеждать судовладельцев использовать российский флаг», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ, добавляя, что государство должно предложить конкурентоспособные условия, при которых использование российского флага станет «удобным».

Источник: EADaily, 28.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики