Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Инициативы Матвиенко и Новака позволят РФ обогнать США в процессе газификации

Инициативы Матвиенко и Новака позволят РФ обогнать США в процессе газификации

Показатель газификации в России превышает показатели других стран, поэтому грамотный подход к этому процессу поможет государству "обойти" США или Германию, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко озвучила предложение о разработке иного механизма формирования цен на подключение домов граждан к газопроводам. В первую очередь политик заострила внимание на том, что газификация должна происходить с учетом финансовых возможностей россиян.

Также Валентина Матвиенко выступила за законодательное закрепление базовых условий подключения и за передачу газовых сетей страны в руки специализированных компаний.

«Это очень важный вопрос для российской экономики, потому что газ – самое востребованное топливо современности, оно является экологичным и относительно дешевым в сравнении с электричеством. Многим уровень газификации в России кажется недостаточным – сейчас он достигает около 70%.

Конечно, хотелось бы и больше, но такой показатель лучше, чем в других странах. Например, в Соединенных Штатах Америки газификация достаточно низкая, так же, как и в Германии. Мы можем обогнать их», – рассказал эксперт.

Альтернативная газификация страны

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак также посвятил свое выступление в Совете Федерации теме газификации. Он предложил создать единого регионального оператора и наделить его полномочиями контроля процесса строительства межпоселковых и поселковых газопроводов-отводов. Новак отметил, что данная мера решит проблему нескоординированной деятельности муниципальных властей и ускорит темпы газификации в Российской Федерации.

«Мы можем столкнуться с тем, что проведение газа в какой-то отдаленный регион окажется совершенно экономически нецелесообразным процессом. Классический метод является очень дорогим. Поэтому разумнее было бы рассмотреть властям использование сжиженного, сжатого газа или применить альтернативу в виде установки газгольдеров, которые позволяют хранить большие объемы ресурса», – рассуждает Митрахович.

Стоимость подключения к газопроводу выше средней зарплаты

Согласно данным, представленным Валентиной Матвиенко, региональные власти продолжают допускать рассинхронизацию работ по доведению газа до конечного потребителя, не успевая в срок окончить строительство газораспределительных сетей. Программы, установленные правительством, были приняты в 38 регионах, общее число которых достигает 85.

«Курс взят. В некоторых регионах наблюдается ускоренный процесс газификации – например, в Крыму, который является «витриной» в этой сфере. В других – все немного хуже.

Зачастую газ в Российской Федерации может стоить дешево, а подключение очень дорого. Россиян, конечно, раздражает, что газификация дома в пригороде обходится в несколько сотен тысяч рублей. Для рядовых граждан такие суммы становятся неподъемными. Кто должен платить за деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер – вопрос неоднозначный», – отметил эксперт.

Курс взят: увеличение темпов газификации

Устройство газовых сетей н территории Российской Федерации происходит неравномерно по многим причинам. Достаточно остро встает вопрос о том, кто именно должен контролировать этот процесс для того, чтобы оптимизировать показатели.

«Часть работ по газификации лежит на местных властях, которые не справляются из-за отсутствия финансовых возможностей. Думаю, что в перспективе внутренний рынок газа в России ждет либерализация с сокращением обязательств «Газпрома» по продаже газа по определенным ценам, которые в последнее время регулируются Федеральной антимонопольной службы РФ», – сказал собеседник.

Станислав Митрахович предположил, что российская сторона попробует перенять европейский опыт и использует передачу сетей нескольким компаниям, занимающимся поставками газа.

«На Украине пытаются ослабить государственное регулирования в области ценообразования на газ. Опыт этой страны показывает, что ускорение либерализации может стать сложным и противоречивым процессом, так как население не всегда подготовлено к росту цен и получению разных квитанций – одну за газ, другую за его доставку», – добавил эксперт.

Несмотря на это, движение в сторону рынка в России неизбежно, считает Станислав Митрахович. Однако в какой форме оно будет проходить и как быстро – не известно.

«Думаю, предложение Валентины Матвиенко запустит процесс обсуждения изменений. Перспективы у России очень хорошие, ведь газа в стране много. Газификацией заниматься можно и нужно. Но какую именно модель рынка выберут российские власти – для меня остается открытым вопросом. Рискну предположить, что может произойти и разделение «Газпрома».

Газовая система России во многом осталась на уровне Советского Союза и ее нужно перерабатывать. В любом случае, правительству нужно осторожно и без скачков прийти к изменениям во избежание различных эксцессов, подобных тем, что произошли на Украине. Необходимо не навредить населению, которое в случае неправильного подхода будет страдать от большего подорожания подключения к газовой трубе», – резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 02.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики