Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Александр Лукашенко перебирает нефтяные альтернативы

Александр Лукашенко перебирает нефтяные альтернативы

Может ли Белоруссия реализовать совместный проект с иностранными партнерами

Александр Лукашенко готов решить нефтяной конфликт с Россией за счет США. Белорусский президент сообщил во вторник, что Минск может построить трубопровод в Прибалтику, через который страна будет получать нефть из-за рубежа. По его словам, это позволит диверсифицировать поставки топлива и не зависеть от России. Лукашенко подчеркнул, что деньги на строительство он рассчитывает получить в том числе из Вашингтона. Вопрос якобы обсуждался на встрече с госсекретарем США Майком Помпео. Насколько серьезны намерения президента Белоруссии? Расскажет Александр Рассохин. 

Нефтяной конфликт с Россией вынуждает Белоруссию искать альтернативные источники топлива. Недавно Минск закупил 80 тыс. тонн из Норвегии. В скором времени через трубопровод из Одессы придет азербайджанская нефть. Теперь же, как говорит Александр Лукашенко, есть идея проложить трубу, по которой бы топливо шло из прибалтийских портов. При этом деньги на проект якобы может дать США. Этот вопрос, по словам Лукашенко, он обсудил с американским госсекретарем Майком Помпео.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «На Мюнхенской конференции было заявление. Они выделили $1 млрд для строительства объектов логистики, то есть для поставки нефти. В том числе мы можем рассчитывать, что получим от них совсем дешевые кредиты на строительство той же несчастной трубы с Балтики. Где-то нам надо пару перемычек. $100-120 млн мы сами найдем на эти перемычки».

Нефтяной конфликт разразился на фоне очередной попытки создать Союзное государство. Минск недоволен, что несет убытки из-за налогового маневра в России и просит их компенсировать. Москва готова пойти на это, но только если Белоруссия согласится на более углубленную интеграцию. Достичь понимания так и не удается. Из-за этого поставки российской нефти в Белоруссию сократились примерно в пять раз.

Но о том, что Минск намерен найти альтернативные источники топлива, Лукашенко говорил неоднократно. Еще недавно это воспринималось как попытка надавить на Россию, признается белорусский политолог Александр Класковский, но сейчас местные энергетики считают, что Лукашенко настроен серьезно: «Сейчас белорусское руководство, разочарованное многолетней братской интеграцией, которая закончилась энергетическим обломом, думает всерьез, как выстроить логистику — не просто наспех перехватить танкер-другой, а именно поставить все это на долговременную основу. Лукашенко, видимо, почувствовал, что и Америка, и Евросоюз готовы в это дело вложиться. Тем более что тут для Запада присутствует и политический момент».

По словам Класковского, стоимость проекта оценивается в несколько сотен миллионов долларов. Впрочем, в Москве скептически смотрят на заявления Александра Лукашенко. Те же слова Помпео о поддержке размером в $1 млрд касались газа, а не нефти, подчеркивает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович. Да и российское топливо даже по мировым ценам будет для Белоруссии дешевле, чем из других стран. «Никакая другая логистика с российской соревноваться не может — из России идет прямая труба “Дружба”. Ничего более рационального экономически и инженерно здесь придумать невозможно. Поэтому, я думаю, Лукашенко пока делает эти заявления, чтобы лишний раз поторговаться, сказать, что у него есть альтернативы. Но на практике, скорее всего, поигравшись в эти альтернативы, он от них откажется. Если только он не решит пойти ва-банк, до конца, но тогда уже надо быть готовым к тому, что будет экономический ущерб для Белоруссии, для благосостояния белорусских граждан»,— считает Митрахович.

Нефтяной конфликт бьет по белорусской экономике. Объемы производства снижаются, ВВП упал на 2%. Внутренние запасы нефти заканчиваются. В этой ситуации Минску остается договариваться с Москвой, не сомневается президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Лукашенко уже 10 лет говорит: у меня есть альтернатива. Просто все время это работало. В какой-то момент Москва пугалась и говорила: ладно, хорошо, бог с тобой, вот тебе скидка. Сейчас это не работает, но он продолжает. А переговоры обязательно будут, потому что вариантов у него нет.

Нет у него никакой альтернативы, а запасы заканчиваются, поэтому он прижат к стене — придется опять прибегать и эту тему поднимать».

При этом отказываться полностью от российской нефти Александр Лукашенко не собирается. Половину от необходимых объемов Минск все же намерен покупать у Москвы. Однако и с этими планами могут возникнуть проблемы. Белоруссия хочет покупать топливо без дополнительных комиссий нефтяникам. Но согласны на такие условия пока только шесть компаний, да и то небольших.

С середины февраля цена российской нефти марки Urals снижалась с $56 за баррель до $46 в моменте. По информации Reuters, это может быть связано в том числе со снижением поставок топлива в Белоруссию. Однако опрошенные “Ъ FM” эксперты рынка называют эту причину не первостепенной. По их словам, сильнее на ситуацию влияет коронавирус и увеличение добычи нефти США.

Источник: Коммерсантъ FM, 04.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики