Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Коронавирусное падение цен на нефть может помочь Белоруссии только частично

Коронавирусное падение цен на нефть может помочь Белоруссии только частично

Главной проблемой белорусского поиска альтернативных России поставщиков нефти является экспорт этой страны, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Заявление Лукашенко носит политический характер

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз высказался по нефти и сослался на несправедливости жизни.

Александр Григорьевич отметил, что некоторые государства поняли, что при помощи вентиля на нефтяной трубе выгодные им вопросы решаются значительно легче, и это стало нормой для международной политики.

Белорусский президент полагает, что такая практика стала применяться против Белоруссии, причем условия поставки навязываются ей в ультимативной форме без оглядки на действующую договорную базу.

Лукашенко заявил, что его страна не собирается ползать на коленях каждое 31 декабря, но продолжит закупать российскую нефть, поскольку существующая система торгово-экономических отношений между Москвой и Минском создавалась, в том числе, и руками белорусов.

Перед нами стандартная риторика Лукашенко, которая направлена на внутреннюю аудиторию. Минск постоянно позиционирует тезис, что Москва навязывает ему несправедливые условия, пользуясь своим монопольным положением на рынке. Это не соответствует действительности, но является долговременной темой для белорусского лидера.

Тем более, в Белоруссии в текущем году состоятся президентские выборы, поэтому неудивительно, что Лукашенко решил попедалировать этот вопрос, несмотря на то, что Минск и Москва успели договориться по нефти.

Нефть является контуром отношений Москвы и Минска

Нельзя сказать, что такая риторика Александра Григорьевича омрачает российско-белорусские отношения, поскольку все к ней привыкли, но необходимо заключить, что она не соответствует действительности.

Ведь главной претензией белорусов является то, что Россия изменила свое национальное законодательство, и теперь Белоруссия не может получать нефть по демпинговым ценам. Отмена экспортной пошлины и перевод основной фискальной нагрузки на НДПИ существенно сказался на нефтяном бизнесе Белоруссии и вызвал «девятый вал» претензий Минска.

Очевидно, что Россия готова компенсировать издержки Белоруссии, но в обмен на интеграционные соглашения. Минску это не нравится, но надо понимать и позицию Москвы, поскольку в нашей стране не видят смысла дальше субсидировать Белоруссию в прежних объемах без политических гарантий. Забавно здесь и то, что Лукашенко напирает на действующие соглашения, намекая на договор о Союзном государстве, который Минск сам не спешит реализовывать по значительному числу направлений.

Есть, впрочем, в последнем заявлении Лукашенко и интересные практические моменты. Например, про продолжение поисков альтернативных поставщиков нефти, причем этому якобы поможет падение нефтяных котировок. Последнее произошло вследствие коронавируса и снижения темпов роста китайской экономики.

Нефтяная альтернатива для Белоруссии ограничена

«Белоруссия может найти определенные альтернативы поставкам российской нефти, но не в таких объемах, как это бы сегодня хотелось Минску. Белорусские эксперты подчеркивали, что все такие поставки носят пиаровский характер и служат инструментом давления на Москву. Ярким примером является недавний визит Помпео в Минск», - заключает Перов.

Достаточно посмотреть на территориальное расположение Белоруссии, которая не имеет выхода к морю, из-за чего для осуществления нефтяных поставок в обход России должна пользоваться портами Польши, Латвии, Литвы и Украины, которые обладают ограниченными возможностями.

«Теоретическая возможность обеспечения альтернативной России нефти у Белоруссии имеется, но такое сырье обойдется Минску слишком дорого. В таких условиях перестанет работать белорусский экспортный канал, когда Белоруссия перерабатывает российскую экспортную нефть и поставляет нефтепродукты на европейский рынок», - резюмирует Перов.

Как отмечает эксперт, Белоруссия может обеспечить себя импортной нефтью только в том случае, если откажется от своего экспорта, который обеспечивает этой стране основной доход. И надо сказать, что с начала года суммарный экспорт Белоруссии упал в два раза, а это означает, что без поставок нефти из России данная страна понесет колоссальные убытки.

«Альтернативные России поставки означают высокую стоимость нефти, из-за которой Минск больше не сможет ориентироваться на внешний рынок и сможет обеспечивать только внутреннее потребление. И снижение цен на нефть действительно может помочь Белоруссии, но только для обеспечения своих внутренних нужд», - констатирует Перов.

По словам Александра Валентиновича, Белоруссии важно обеспечить свои поставки нефтепродуктов за рубеж, но этого не будет в случае продолжения работы на нефти, получаемой в обход российских поставок.

«Поэтому выигрыш Белоруссии от падения цен на нефть актуален только в контексте обеспечения внутреннего потребления, а в случае экспортных поставок Минску необходимо российское сырье», - заключает Перов.

Белоруссия потребляет примерно 25 млн тонн нефти в год, из них 7 млн идет на внутренний рынок, 18 млн тонн на экспорт. Именно последние объемы обеспечивают сверхдоходы белорусского бизнеса и государства, которые напрямую зависят от демпинговых поставок из России.

Поэтому единственное, что может сделать Минск, так это заместить внутреннее потребление альтернативными поставками и переложить все издержки на свое население, а экспорт закрывать российской нефтью.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики