Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки нефти в Белоруссию из России до сих пор не возобновлены: официальный Минск торгуется, продолжая поиски альтернативы

Поставки нефти в Белоруссию из России до сих пор не возобновлены: официальный Минск торгуется, продолжая поиски альтернативы

Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) провел опрос экспертов о перспективах возобновления прокачки российской нефти в Белоруссию.

25 февраля компания «Белнефтехим» сообщила о подписании в Москве протокола о компенсацию за поставки загрязненной хлорорганикой нефти из нефтепровода «Дружба» из расчета 15$ за баррель. Рассчитанная по текущим курсам валют сумма компенсации составила около $62 млн.

В конце февраля министр энергетики Александр Новак разъяснил очередные предложения российской стороны Белоруссии: «Предложен подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижение премии примерно на 2 доллара за тонну каждый год, т. е. пропорционально снижению экспортной пошлины. Это позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины».

Одновременно «в соответствии с действующим экспортным графиком “Транснефть” приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ». О суммарном объеме заявок на прокачку «Транснефть» не сообщила.

В это же время зампредседателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов заявил, что "поставки по "Одесса-Броды" начнутся в ближайшее время, в марте. Объем - несколько танкеров... Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море». 26 февраля было заявлено, что концерн уже подписал договор на поставку двух танкеров нефти от азербайджанской Socar в объеме 160 тыс тонн.

Опрошенные ИРТТЭК эксперты сходятся во мнении, что ситуация до конца не прояснилась, Белоруссия продолжает торговаться в ущерб репутации власти, республиканскому бюджету и отношениям между странами. Однако реальной альтернативы поставкам из России на сегодня у республики нет.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Минск не может дальше оттягивать заключение контрактов на поставку нефти, так как запасы в хранилищах нефти закончились. Если бы не было дефицита сырья, то они не стали бы перерабатывать буферную нефть из нефтепроводов на подходах к НПЗ. Поэтому сейчас они будут делать хорошую мину при плохой игре… Выторговать существенно лучших условий по покупке российской нефти республике не удастся. Торговаться дальше они уже не могут, так как нефти не хватает и приближается дефицит топлива на внутреннем рынке. Поэтому белорусы переходят к попытке получить деньги по другим аспектам, в частности по истории с хлорированной нефтью».

Сафонова Тамара, исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА»): «Российская нефть - самая дешёвая для Республики Беларусь. Вопрос в том, что Белоруссия стремится плюс к льготной российский цене получить ещё и дополнительные дивиденды… Заявления о запуске альтернативной отгрузки по трубопроводу «Одесса-Броды» не являются сенсационным. Это стандартная полемика Белоруссии и Украины при поиске альтернативных решений поставки помимо российской нефти».

Сергей Алихашкин, эксперт Института развития технологий ТЭК: «Москва давно заявила собственную позицию, но Белоруссия пытается торговаться, создавая видимость несуществующей альтернативы. Похоже на шизофрению. С одной стороны, заявлять о миллионном ущербе и под этим соусом клянчить скидки, с другой – вновь и вновь тратить миллионы долларов на эту самую альтернативу. Норвежская нефть обошлась белорусам в дополнительные восемь миллионов долларов. Теперь реанимация «Одесса-Броды» и азербайджанская нефть, которая выйдет минимум в $15 млн. Давно понятно – варианты есть, но какой ценой?».

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Нынешние условия по поставкам нефти, которые звучат с обеих сторон, нужно рассматривать в контексте всех последних событий… После (того как) И.Сечин побывал в Минске – итоги переговоров не разглашались, но можно предположить, что глава российской компании озвучил заинтересованность РФ в приобретении контрольных пакетов акций белорусских НПЗ. На следующий день Минску была предложена компенсация за налоговый маневр в России в размере 300 млн. долларов. Все последующие заявления – это, видимо, дополнительные всевозможные скидки для Белоруссии, чтобы решить вопрос с пакетами акций НПЗ. Минск при этом продолжает попытки поисков альтернативных поставщиков нефти, чтобы продемонстрировать: Белоруссия готова к дальнейшим переговорам, но запасные варианты все же рассматривает».

Алексей Букин, независимый трейдер на финансовом рынке: «У Минска не идеальные позиции, они никогда не были такими из-за нехватки финансовых ресурсов, зависимости по многим позициям, помимо нефти и газа, от российского рынка. Поэтому, в частности, по компенсации за ущерб от загрязненной нефти нужно было соглашаться на то, что можно получить реально, ничего другого не оставалось. Но, конечно, договорились не обо всем. Пытаясь выторговать условия для поставок российской нефти получше, руководство Беларуси пытается продемонстрировать, что якобы есть реальные альтернативы. Отсюда и тема поставок по нефтепроводу "Одесса - Броды", и покупка нефти у Норвегии с поставкой по морю и далее железнодорожным транспортом, и покупка американской нефти…При этом все прекрасно знают, что такие поставки обходятся дороже, чем по "Дружбе" из России».

Источник: Тopneftegaz, 05.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики