Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: в отсутствие российской нефти Беларусь выдвигает фантастические проекты (аудио)

Юшков: в отсутствие российской нефти Беларусь выдвигает фантастические проекты (аудио)

Ни один из маршрутов, которые Минск строит в отсутствие регулярных поставок нефти из России, не выглядит жизнеспособным и рентабельным

Беларусь закупила у трейдеров две партии российской нефти, поставка сырья будет организована танкерами через литовский порт Клайпеда, далее - по железной дороге до белорусских НПЗ. Президент Беларуси Александр Лукашенко накануне заявил, что правительство продолжит работу по диверсификации источников поставки нефти.

В отсутствие поставок нефти из России Минск строит фантастические проекты, связанные с альтернативными источниками и маршрутами, но все они долгие и дорогие, заявил Sputnik Латвия ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Вокруг поставки танкерами через Клайпеду складывается довольно странная ситуация. После визита в Минск главы "Роснефти" Игоря Сечина было объявлено, что Беларусь купит российскую нефть с поставкой не по трубе, а транзитом через Литву. До сих пор непонятно, пойдет эта нефть из России, либо это российская нефть, у кого-то перекупленная. Непонятно, кто и каким образом выступает продавцом, сколько времени займут поставки, каков будет их объем. Не думаю, что этот вариант обернется многолетним контрактом на миллионы тонн, да и Литовские железные дороги больше трех миллионов тонн вообще не переварят", - заявил Юшков.

Лукашенко объявил о попытке завести северный маршрут альтернативной нефти на трубу, напомнил аналитик.

"Даже если первые поставки пойдут по железной дороге, в целом рассматривается вариант использования трубы. Возможна попытка качать нефть через Польшу - но пропускная способность Гданьского порта не очень велика, можно говорить о нескольких миллионах тонн. Если дальше нефть пойдет по нефтепроводу "Дружба" - можно будет занять только одну ветку без ущерба для транзита российской нефти непосредственно в Польшу", - рассказал Юшков.

По его словам, организация такого маршрута вероятна, но "получается далеко и дорого".

"Минск заплатит за разгрузку в Гданьске, потом через всю Польшу прокачка до границы и через всю Беларусь, и только потом - на Новополоцкий НПЗ. Северный маршрут (танкеры с Балтики) предполагает загрузку именно этого нефтеперерабатывающего завода. На Мозырский НПЗ альтернативное сырье должно пойти через нефтепровод Одесса - Броды. Такую картину рисует белорусское руководство, рассчитывая получать 30% нефти с Балтики, 30% - с юга и остальное - через "Дружбу", - отметил Юшков.

По мнению эксперта, северный вариант организации альтернативного маршрута с заходом через Польшу не вполне логичен.

"С севера можно было бы качать на Мозырский НПЗ, но не в Новополоцк. Для загрузки Новополоцкого НПЗ Минску логичнее было бы устранить все противоречия с Латвией и использовать существующую трубу - северную ветку "Дружбы", которая много лет простаивает, в реверсном режиме. Это наиболее безболезненный с экономической точки зрения вариант для Беларуси", - подчеркнул Юшков.

Есть еще более фантастические варианты, которыми Лукашенко пытается оперировать, добавил аналитик.

"Мол, американцы дадут денег и построят Балтийско-Черноморский коллектор. В реальности речь идет о нефтепроводе, который, возможно, пройдет из Литвы в Беларусь и дальше соединится с точкой в украинских Бродах. Зачем - непонятно: никому не нужно качать нефть транзитом из Черного моря в Балтийское, и именно поэтому этот проект до сих пор не реализован. Странно думать, что сейчас добрые американцы придут с дешевыми кредитами и построят никому не нужную трубу, когда они продвигают в Европу свой сжиженный газ", - заключил Юшков.

Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти на белорусские НПЗ. С начала года Минск прорабатывает пути альтернативной поставки сырья. По экспертной оценке, потребность Беларуси в нефти составляет 23 миллиона тонн в год, из которых до шести миллионов идет на внутренние нужды, остальное направляется на переработку для экспорта.

Источник: Sputnik Латвия, 04.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики