Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев потирает руки: Американцы помогут Украине добить «Северный поток-2»

Киев потирает руки: Американцы помогут Украине добить «Северный поток-2»

Санкции против «Академика Черского» могут надолго похоронить российский газопровод

Глава правления украинской компании «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил о том, что обсуждает с представителями властей США комплекс дополнительных мер, направленных против газопровода «Северный поток-2». По словам чиновника, введение санкций, которое затормозило строительство проекта, стало значительным шагом для Украины, однако окончательно газопровод еще не похоронен, и США должны предпринять меры в этом направлении.

«Игра пока не закончена. Россия попытается создать свои технические возможности, чтобы завершить строительство газопровода. Как мы все знаем, они не так хороши в создании эффективных и современных судов. Однако возможность существует, и мы в настоящий момент обсуждаем, в том числе здесь, в федеральном округе Колумбия, как обеспечить, чтобы этот проект был мертв», — сказал Коболев, выступая в вашингтонском Атлантическом совете 3 марта.

Как считают эксперты, под дополнительными шагами против «Северного потока-2» Коболев понимает, прежде всего, санкции против судна «Академик Черский», которое сейчас является основным кандидатом на завершение строительных работ. 

Напомним, что санкции против «Северного потока-2» бы приняты в конце прошлого года, когда президент США Дональд Трамп включил их в оборонный бюджет страны. После этого швейцарская компания Allseas, которая занималась прокладкой трубы, оперативно вывела свои суда из Балтийского моря, несмотря на то, что проект готов уже на 93%. Другие компании после введения санкций также не изъявили желания закончить работы.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер в январе 2020 пообещал, что газопровод будет достроен силами самой компании, так как технологических препятствий для этого нет. В конце прошлого года министр энергетики РФ Александр Новак рассказал, что строительство может закончить российское судно «Академик Черский», которое на тот момент находилось на Находке. Однако проблема в том, что необходима была его модернизация, так как изначально оно не приспособлено для укладки труб необходимого для «Северного потока-2» диаметра.

Очевидно, сейчас главная борьба развернется именно вокруг «Академика Черского». Как уже писала «Свободная пресса», 9 февраля судно, построенное в Китае и укомплектованное в Сингапуре, отправилось именно в этот порт. Логично предположить, что как раз для модификации. Однако 24 февраля оно внезапно изменило курс на столицу Шри-Ланки Коломбо, куда должно добраться 18 марта.

В то же время, 9 февраля 2020 года из Владивостока без каких-либо обычных в таких случаях пояснений со стороны Министерства обороны РФ, в океан вышел большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Виноградов» в сопровождении среднего морского танкера «Печенга». Затем корабли направились в Индийский океан.

Автор «СП» не исключает, что «Адмирал Виноградов» может направляться для сопровождения «Академика Черского», чтобы с ним ничего не случилось по дороге к Балтийскому морю, например, на него «внезапно» не напали пираты. Проблема, однако, в том, что если американские власти действительно захотят, они смогут остановить «Академика Черского» и без таких радикальных мер.

Как рассказал «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, им достаточно будет ввести санкции против судна, которые не дадут работать страховым компаниями, и тогда путь в немецкие и датские территориальные воды ему будет заказан. Остается надеяться только на то, что внутриполитическая борьба в самих США помешает принятию такого решения.

— Основной вопрос сейчас в том, сможет ли Вашингтон остановить «Академика Черского», — говорит Игорь Юшков. — Американцы могут предпринять действия в этом направлении, и украинцы, очевидно, к этому их и подталкивают. Они хотят, чтобы судно не дошло до Балтийского моря, потому что сейчас на него возлагаются основные надежды по завершению строительства «Северного потока-2».

Остальные страны за эту задачу, видимо, уже не возьмутся. В мире вообще не так много компаний, которые занимаются судами-трубоукладчиками. Это швейцарская Allseas, которая уже ушла из Балтийского моря, а также итальянская Saipem. Последняя строила часть «Северного потока-2» и заказа больше не имела, но и она вряд ли бы осталась в проекте после введения санкций, как и Allseas. Компании с акционерами из США уж тем более будут работать в подобных условиях.

Поэтому достройка будет происходить силами российских судов, и основная задача возлагается на «Академика Черского», который постепенно идет в западном направлении. Раньше его портом назначения был указан Сингапур, сейчас — Коломбо на Шри-Ланке. Не исключено, что он зайдет в Индийский океан, пройдет и Шри-Ланку, укажет, что дальше направляется куда-нибудь в Египет. Затем пройдет Суэцкий канал, укажет, что идет в Испанию, и так далее вплоть до того, что он сообщит, что следует в Ленинградскую область в Балтийском море, а на самом деле придет на точку достройки «Северного потока-2».

Основная задача «Газпрома» сейчас — никаким образом не дать повода введения санкций под предлогом того, что это судно идет нарушать уже введенные ограничения. Американцы же, думаю, рассматривают досрочное введение санкций против «Академика Черского», пока он еще не дошел до Балтийского моря.

Санкции опасны запретом на страхование этого судна. Без страховки корабль не пустят ни в один порт, ему будет сложно проходить проливы и работать по достройке «Северного потока-2» в датской и немецкой акватории. Вопрос в том, будут ли американцы до конца давить на проект газопровода и вводить превентивные санкции против «Академика Черского», пока он еще не дошел до пункта назначения. Похоже, что именно к этому американцев призывают сейчас украинские деятели.

«СП»: — А что может им помешать? Они ведь уже ввели санкции против «Северного потока-2»…

— Мне кажется, что многое будет зависеть от внутренней избирательной кампании в США. Одна из версий того, что американцы ввели санкции против «Северного потока-2» именно в конце 2019 года — это борьба республиканцев и демократов. Демократы втащили эти санкции в оборонный бюджет, Трамп был вынужден его подписать.

Если это так, то можно надеяться, что дальше американцы не будут ничего делать с «Северным потоком-2». Его достроят, и тогда демократы смогут обвинить республиканцев в том, что Трамп и вся его администрация — агенты Путина, которые свели на нет их усилия по срыву строительства газопровода. Они не остановили «Северный поток-2» еще когда он только начинал строиться. Только демократы попытались что-то сделать, и то безуспешно. Эта история может быть использована для нагнетания антироссийской истерии против Трампа накануне выборов.

Если бы в США у республиканцев и демократов была консолидированная позиции против «Северного потока-2», санкции были бы введены еще до того, как газопровод только начал строиться.

«СП»: — То есть если такой консолидации удастся добиться, санкции против «Академика Черского» действительно могут помешать ему достроить «Северный поток-2»?

— Теоретически, да. Дело в том, то в разрешении на строительство и прокладку трубы прописано очень много деталей. Суда, которые уже находятся в Балтийском море, в том числе трубоукладочная баржа «Форуна», не могут работать, потому что у них нет системы динамического позиционирования. Они не могут в достаточной степени маневрировать и удерживаться на одном месте, и разрешение на них не распространяется.

А уж страховка в соответствии с этим разрешением на строительство у судна тем более должна быть. Поэтому это наиболее уязвимое место, по которому американцы могли бы ударить «Академика Черского».

«СП»: — А что насчет модификации судна? Ведь изначально оно не было предназначено для укладки нужных труб?

— Это пока тоже не ясно. Изначально предполагалось, что в Сингапур «Академик Черский» придет именно для того, чтобы произвести какую-то модернизацию. Ведь само судно было построено на китайской верфи, но все трубоукладочное оборудование устанавливалось в Сингапуре, и многие думали, что там его и модифицируют.

После Нового года были даже объявлены результаты тендера на проведение этих работ. Но все, что касается «Академика Черского», в «Газпроме» не комментируют и довольно тщательно скрывают. Вполне возможно, все необходимое было сделано еще в Находке и судно уже готово к укладке труб «Северного потока-2».

Но «Газпром» молчит, что логично, если они действительно будут все дальше отодвигать конечную точку прибытия «Академика Черского», пока не дойдут до Балтийского моря. Было бы странно, если бы сейчас компания прямо сказала, что судно идет достраивать газопровод. Это могло бы быть тут же использовано для введения превентивных санкций против него. Но пока мы не знаем, модернизировано ли уже судно или оно остановится по пути для проведения работ, и если да, то где именно.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 04.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики