Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Регионам добавят газа. Правительство решило вопрос газификации России

Регионам добавят газа. Правительство решило вопрос газификации России

Газификацией населенных пунктов России займется единый оператор. О его создании сообщил министр энергетики Александр Новак. По словам главы федерального ведомства, это позволит подключать дома к газу по единой цене. Однако с этим мнением согласились не все. При этом все уверены, что пользы для россиян все же будет больше.

Единый оператор

Минэнерго разработало новую модель газификации населенных пунктов. Об этом во время слушаний в Совете Федерации рассказал глава ведомства Александр Новак. Теперь прокладывать трубы до поселка и разводить их до конечного потребителя будет единый оператор. Это позволит уравнять плату за подключение среди жителей.

«Есть льготные ставки, стандартизированные ставки, есть индивидуальный проект. Кто-то платит 36 тысяч рублей, кто-то 400 тысяч рублей, а кто-то миллион. Внутри одной деревни не должно быть разницы в цене подключения», — подчеркнул Новак.

Польза для россиян будет заключаться в том, что появится конкретный оператор, ответственный за доведение топлива от газораспределительных станций до конкретных потребителей. Об этом «360» сообщил участвовавший в слушаниях глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

«В принципе, идея правильная, чтобы цепочку всю задать от добычи до потребителя, чтобы она регулировалась и работала. Предварительно я ее одобряю, но нужно еще обсуждать», — сказал сенатор.

От одного лишь создания единого оператора тарифы не уравняются, заявил «360» глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. Он пояснил, что по одной цене смогут подключаться только жители одного населенного пункта. При газификации жителей другого поселка цена будет отличаться.

«Не думаю, что платежи могут уравняться за счет создания оператора, думаю, они могут уравняться, если мы предметно будем подходить к каждому населенному пункту и прислушиваться к мнению руководства региона, которое планирует, каким образом и где будут развиваться те или иные населенные пункты, а главное, какая экономическая ситуация будет складываться», — отметил он.

Сенатор Кутепов отметил, что компенсировать подключение к газовой трубе должны государственный и региональный бюджеты. При этом стоимость самой газификации для населения должна быть минимальной.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что от субсидирования подключения выиграют и государство и люди.

«Чем больше государство будет вкладывать в газификацию, чем больше это будет справедливая стоимость подключения к сетям — тем лучше для всех. И граждане довольны, и государство получит одобрение населения», — отметил он.

Уровень газификации

По словам Новака, ускоренные темпы газификации позволят за 10 лет повысить ее уровень с 70,1 до 83,5%. Гендиректор «Газпром межрегионгаза» Сергей Густов уточнил, что на 1 января 2020-го уровень газификации городов составил 73%, сел — 61,8%. Он пояснил, что дом считается подключенным, если туда поступает тепло из газовой котельной.

Однако региональные власти дают другие цифры. В Удмуртии газифицировано только 52% сел, в Пермском крае — 30%, на Алтае — 10%. Губернатор Забайкалья Александр Осипов сказал, что показатель колеблется от пяти до 20%. Это при включении домов с газовыми баллонами.

По словам Юшкова, самая тяжелая ситуация с газификацией населенных пунктов за Уралом. При этом еще в декабре там пустили экспортный газопровод «Сила Сибири». Есть возможность использовать этот транзит, чтобы отвести от него трубы в сторону населенных пунктов. Но вряд ли кто-то это будет делать. «Населенные пункты далеко, трубу строить дорого и спрос небольшой», — отметил Игорь Юшков.

Он напомнил, что в 2012 году в Приморье запустили газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Рассчитанная на шесть миллиардов кубометров газа труба заполняется только на 30%.

«По ходу движения трубы населенные пункты не очень хорошо газифицируются. Плотность населения небольшая, плюс у регионов не хватает денег, чтобы подключиться. Труба есть, но не газифицируются», — отметил он.

Затраты на программу

Для ускорения темпа придется активнее строить магистральную инфраструктуру, минимизировать сроки и стоимость подключения домов к газовым сетям. По словам Новака, на это потребуется 1,9 миллиарда рублей: 634 миллиона — на строительство межпоселковых газопроводов, 776 млрд рублей — на внутрипоселковые и уличные сети, остальное — на реконструкцию сетей.

Деньги на газификацию нужно привлекать не только из бюджета, но и от частников. Так считает Игорь Юшков. В качестве примера он привел компанию «Новатэк». Она работает в Костромской области и вполне может газифицировать местные населенные пункты. «Если вы зарабатываете на этом, то вы тоже заинтересованы, чтобы клиентов стало больше», — пояснил он.

При этом он отметил, что трата государственных денег на межпоселковые газопроводы — это вложение в социальную инфраструктуру и ждать, что эти средства окупятся, не стоит. Общую сумму, которую власти страны собираются потратить на газификацию, Юшков оценил словами: «могло быть и больше».

Авторы: Анна Старицкая, Ольга Нижельская

Источник: «360», 03.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики