Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Борьба за вентиль: как Лукашенко ищет замену российской нефти

Борьба за вентиль: как Лукашенко ищет замену российской нефти

Белоруссия организует поставки через Прибалтику и Украину

Президент Белоруссии Александр Лукашенко провел специальное совещание, на котором объявил, что в будущем Минск будет покупать у России только 40–50% нефти. Остальное получит через Украину по нефтепроводу Одесса–Броды, а также через порты Прибалтики. «Известия» разбирались в том, реальны ли эти планы.

Труба зовет

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 3 марта провел специальное совещание о работе нефтеперерабатывающего комплекса. Главная идея — Белоруссия должна снизить зависимость от российских энергоносителей.

По словам Лукашенко, Минск страдает из-за отсутствия альтернативных источников, а монополисты пользуются ситуацией — пытаются решать политические и экономические вопросы с помощью вентиля.

Маршруты альтернативных поставок известны: через Украину по нефтепроводу Одесса–Броды и через порты на Балтике. «Рынок есть, хороший рынок, близкие рынки. Но нужна логистика. Я уже сказал, что около 40%, может быть, 50% нефти будем по-прежнему покупать в России (если Россия захочет), когда окончательно диверсифицируемся. А по 30% можем покупать с портов Балтики и из Одессы. Это будут три источника», — заявил Лукашенко.

По его словам, поставки через Прибалтику можно осуществлять трубопроводным транспортом. «Там, кстати, есть пара труб, которые бы нас устроили, если бы мы их привели в порядок и договорились с балтийскими государствами. Нам нужна пара перемычек. Их можно построить за полтора-два года. И $100−120 млн мы сами для этого найдем», — отметил он.

Главное — маневры

Россия и Белоруссия не первый раз спорят о поставках энергоносителей. В 2017 году стороны договорились, что Россия до 2024 года ежегодно будет поставлять по 18 млн т беспошлинной нефти. Благодаря этому Минск в 2018 году сэкономил более $2 млрд и в 2019 году — $1,7 млрд.

Кроме того, Минск получил право зачислять в свой бюджет экспортные пошлины от продажи еще 6 млн т (так называемая перетаможка). Выгода для Белоруссии в 2018 году составила $850 млн, в 2019-м — $500 млн.

Проблемы у Минска начались из-за проводимого Россией налогового маневра, который подразумевает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Начиная с 2019-го каждый год пошлина на нефть и нефтепродукты снижается и с 2024 года обнулится. В результате цены для Белоруссии постепенно вырастут до мирового уровня. По оценкам Лукашенко, в 2020 году республика потеряет из-за налогового маневра $420–440 млн, общие потери в 2019–2024 годах составят $10–11 млрд.

Нефтяной конфликт разразился на фоне политических разногласий. Минск просил Москву компенсировать убытки, та предлагала углубить интеграцию в рамках Союзного государства. Достичь понимания не удавалось, поставки российской нефти в Белоруссию сократились с начала года примерно в пять раз.

В феврале Александр Лукашенко заявил о «неожиданном предложении» Владимира Путина. По словам белорусского лидера, российский президент предложил ему подсчитать потери Белоруссии от уменьшения таможенной пошлины. «Если мы получали в прошлом году от пошлины $1 млрд, допустим, а в этом году за счет снижения этой самой пошлины получим $700 млн. Он сказал, мы $300 млн компенсируем», — сообщил Лукашенко.

Министр энергетики РФ Александр Новак уточнил, что российские компании готовы снижать премии, которые получают за поставки в Белоруссию. Сейчас премия составляет $10 за тонну, снижаться она будет на $2 за тонну каждый год, соответственно, обнулится за пять лет.

Проблемы, однако, окончательно не рассосались. Во-первых, снижение премий компенсирует белорусскому бюджету лишь часть потерь. Во-вторых, не все российские компании согласились отказаться от премий.

«Дружба» в реверс

Белоруссия начала искать альтернативные источники нефти. В январе 2020-го «Белнефтехим» купил 86 тыс. т нефти в Норвегии, однако с учетом затрат на логистику (перевалку в Литве и транспортировку по железной дороге) стоимость тонны оказалась более чем на $100 выше российской.

В феврале «Белнефтехим» заключил сделку с азербайджанской компанией SOCAR, та обязалась поставить два танкера нефти общим объемом 160 тыс. т. Здесь тоже логистика является главной трудностью. Одну партию нефти сначала по трубопроводу доставят в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, затем перегрузят на танкер, который обогнет Турцию, пройдет проливы Босфор и Дарданеллы и доставит груз в терминал под Одессой. Там нефть по трубопроводу Одесса–Броды и участок «Дружбы» попадет на Мозырский НПЗ. Вторая партия пойдет в Одессу из грузинского порта Супса.

Минск также рассчитывает наладить реверсные поставки по нефтепроводу «Дружба» из Польши. Сейчас трубопровод прокачивает нефть только в восточном направлении, польский оператор PERN пообещал организовать обратную транспортировку, но на это уйдет не меньше года.

Эксперты говорят, что Белоруссия не найдет дешевую замену российской нефти. «Из России идет прямая труба, ничего более рационального придумать невозможно. Нефть из России дешевле примерно на $10–15 за баррель. Контракты с другими поставщиками Белоруссии невыгодны экономически, поэтому я считаю такие маневры частью торга Минска с Москвой», — говорит «Известиям» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Белорусский экономист Ярослав Романчук считает проблемой саму структуру белорусской экономики. «Страна не добывает нефть, но делает ставку на нефтепереработку. Такая ситуация сложилась еще в Советском Союзе, но сейчас она бесперспективна. Лукашенко 25 лет сидит на нефтяной игле, не готов переосмыслить ситуацию. Купить нефть не проблема, но ни одна страна не будет делать скидку, не будет дотировать чужую экономику», — говорит собеседник.

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец напоминает, что во второй половине этого года в стране состоятся выборы президента. «Дорогая нефть приведет к повышению цен в магазинах, повышению тарифов, то есть она ударит по карманам избирателей. В таких условиях выборы станут сложным испытанием для Лукашенко. Вероятно, их проведут в период каникул и отпусков — в июне-июле, а не 30 августа, как планировали ранее», — считает эксперт.

Автор: Игорь Кармазин

Источник: Известия, 06.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики