Эксперт также напомнил, что сейчас проходит так называемый налоговый маневр, в рамках которого государство с одной стороны компенсирует нефтяникам разницу между мировыми и внутрироссийскими ценами на «черное золото», чтобы нефтяники не отправляли нефть на экспорт, когда цена на нее находится на высоком уровне, и не поднимали цену на внутреннем рынке.
«По сути, государство субсидирует внутренний рынок нефтепродуктов, — заметил Юшков. — С другой стороны, когда нефть сильно дешевеет, нефтяники, наоборот, делают в государственную казну дополнительные выплаты в рамках так называемой демпфирующей надбавки.
То есть, по сути, государство определенными инструментами регулирует цену на нефтепродукты на внутреннем рынке. Это позволяет сохранять стоимость бензина и дизеля на стабильном уровне и фактически отвязывает стоимость топлива на российском рынке от внешних изменений. Иными словами, если нефть в мире стала дорогой, бензин в России не дорожает, и если нефть на мировом рынке дешевеет, в РФ бензин стоит по-прежнему. Это своего рода госрегулирование. Система стабильная, она исключает и риски, и возможности для понижения стоимости топлива», — объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.
Он подчеркнул, что в настоящее время стоимость нефти стабилизируется.
«Если в понедельник, 9 марта, когда российские биржи были закрыты, стоимость нефти марки Brent на мировых рынках в моменте падала до 31 доллара за баррель, то вчера и сегодня цена нефти находится на уровне 36-38 долларов. И это хорошо. Сейчас рынок ждет каких-то новостей», — добавил Игорь Юшков.
Напомним, цена на нефть на мировом рынке рухнула в ночь на 9 марта после провала переговоров по продлению сделки ОПЕК+, касающейся сокращения объемов добычи черного золота. На фоне распространения коронавируса Россия настаивала на продлении договоренностей на прежних условиях. Эту позицию поддержал Казахстан, однако другие участники объединения, в том числе Саудовская Аравия, предложили наращивать объемы добычи нефти. Переговоры провалились.