Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко потирает руки: Нефтяной кризис сделает Россию сговорчивей

Лукашенко потирает руки: Нефтяной кризис сделает Россию сговорчивей

Минск решил воспользоваться обвалом цен для выбивания из Москвы скидки

Белоруссия представила России новые предложения для нефтяных компаний по поставкам сырья, российская сторона их приняла и пообещала в течение нескольких дней провести соответствующие консультации и дать ответ. Об этом по итогам встречи с российским коллегой Михаилом Мишустиным заявил премьер республики Сергей Румас. Сообщается, что именно вопрос поставок российской нефти в Белоруссию является основным вопросом встречи.

«Та рыночная ситуация, которая есть сегодня с ценами на нефть, сближает наши позиции и уменьшает те расхождения цифровые, которые у нас есть… Ситуация, которая есть сегодня, значительно отличается от ситуации в декабре или январе», — отметил белорусский премьер.

Напомним, что Россия и Белоруссия не могут договориться по долгосрочным контрактам на нефть из-за разногласий по цене с конца 2019 года. Минск настаивает на сохранении скидки, однако Москва ясно дала понять, что этот период истории подошел к концу в связи с осуществлением налогового маневра. 

Видимо, падение нефтяных котировок заставляет Минск думать, что Москва станет сговорчивее в вопросе цены или изменения условий поставок, что позволит белорусской стороне вновь получить для себя скидку.

Интересно, каким образом Минск хочет добиться на этот раз? О каких предложениях может идти речь?

— История с новыми предложениями довольно странная, — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Ведь российские власти неоднократно заявляли, что вопрос цены на нефть определяется в контрактах между компаниями, а не на политическом уровне. Поэтому «Белнефтехим» должен свои новые предложения отправлять нефтяным компаниям.

Если в новых предложениях Минска содержится какая-то новая формула предложений компенсации потерь Белоруссии в рамках налогового маневра, то Москва после падения цен на нефть уж точно не согласится на какие-то компенсации. России нужно думать, как самой стабилизировать экономику. Лишних денег на помощь для Белоруссии теперь точно нет. Но я думаю, что в предложениях Минска содержатся приближенные к реальности предложения на покупку нефти.

Именно белорусской экономике сейчас становится все сложнее и сложнее, что подталкивает Минск к договоренностям: в начале года они недополучали прибыль от сокращения экспорта нефтепродуктов, а теперь нефтепродукты, вслед за нефтью еще и подешевееют. И денег Минск будет получать совсем мало. Поэтому ему нужно скорее договариваться с Москвой о полноценных поставках и попытаться заработать хоть сколько-то за оставшийся год.

— Видимо, речь идёт о пересмотре размеров премий российским нефтяным компаниям, — полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

— Дело в том, что нефть идёт из России в Белоруссию без учёта таможенной пошлины. Изначально предполагалось, что Белоруссия будет возвращать в бюджет нашей страны часть доходов от реализации нефтепродуктов, полученных из беспошлинной нефти. Но потом систему решили пересмотреть: Белоруссия оставляла доходы себе, но выплачивала поставщикам премию. Отдавала им часть доходов, которые они и сами могли бы получить, если бы переработали нефть на своих мощностях в России.

Цена на нефть упала, поэтому ожидаемо, что размер премии, о чем договорились некоторое время назад (в ходе разрешения конфликта), пересмотрят.

«СП»: — Недавно стало известно, что российская сторона согласилась компенсировать часть потерь от налогового манёвра, предложив снижать премии, которые Минск платит российским компаниям в качестве компенсации за низкую цену — на два доллара за тонну каждый год. Лукашенко этого мало? И откуда берётся эта цифра в 2 доллара?

— Я полагаю, они захотят ускоренного снижения премии — пропорционально падению цен на нефть. Иные варианты развития событий я на данный момент не усматриваю.

Снижение на 2 доллара в год — якобы пропорционально снижению экспортной пошлины.
«СП»: — Ранее Румас заявил, что ситуация с ценами на нефть сближает позиции Белоруссии и России. Чем сближает?

— Цены падают —белорусы получают российскую нефть ещё дешевле, чем ожидали. Только и всего.

«СП»: — Как падение цен на нефть отразится на Белоруссии?

— Вероятно, частично повторятся негативные процессы, которые происходили в 2014—2016 году. Возможно, Белоруссия вновь захочет устроить спор из-за цены на газ.
«СП»: — Эксперты прогнозируют, что нефть вернётся к прежней цене. Что тогда?

— Но сейчас-то цены упали. А когда вырастут — последует новый пересмотр. Это уже проходили.

— Разумеется, белорусское правительство попытается воспользоваться ситуацией для того, чтобы получить, как можно более выгодные условия поставки российской нефти, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Белорусский бюджет сильно зависит от поступлений от экспорта нефтепродуктов, которые существенно снизились из-за российского налогового маневра… Финансовая стабильность Белоруссии напрямую зависит от того, сумеет ли Румас хотя бы несколько улучшить сложившуюся ситуацию.

«СП»: — Как вы думаете, что это могут быть за предложения, и согласится ли на них Москва?

— Очевидно, что белорусское правительство попытается добиться, чтобы российские компании отказались от премии, и постарается, чтобы цена российской нефти упала ниже мировой.

«СП»: — Лукашенко все рассчитывает получить скидку? Ему важно закрыть вопрос до выборов или главное — закрыть? Что, если не закроет?

— Лукашенко важно сохранить финансовую стабильность, которую в последнее удалось поддерживать благодаря китайским кредитам. Китай вследствие внутренних экономических трудностей может на некоторое время утратить интерес к внешнеэкономической экспансии. Поэтому Лукашенко крайне важно обеспечить как можно более выгодные поставки нефти для белорусских НПЗ. Если ему этого не удастся добиться, ему будет сложно сохранить в стране политическую стабильность в период избирательной кампании.

«СП»: — Может ли Белоруссия когда-нибудь научиться жить без скидки? Чего для этого не хватает?

— Нет, Белоруссии необходимо получать российскую нефть по ценам ниже мировых, чтобы обеспечить прибыльность экспорта нефтепродуктов. В противном случае страна столкнется с финансовыми проблемами. Экспорт продукции других отраслей не может компенсировать снижение прибыли в нефтепеработке. Белоруссии необходимо провести модернизацию крупнейших промышленных предприятий, чтобы повысить конкурентоспособность производимой ими продукции. Но непонятно, где белорусское правительство может достать средства, необходимые для этого.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 12.03.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики