Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновый обман? АЗС экстренно убрали с колонок 98-й бензин и заменили его на АИ-100. Но он точно такой же

Бензиновый обман? АЗС экстренно убрали с колонок 98-й бензин и заменили его на АИ-100. Но он точно такой же

Новый бензин АИ-100 постепенно стал вытеснять старый 98-й. Сейчас, по крайней мере в Москве, практически не осталось заправок с бензином АИ-98. К новому "сотому" топливу у водителей тоже есть вопросы: стоит оно гораздо дороже, но есть ли смысл его покупать?

Сделай мотору получше

Древний, как греческие сказания, миф о том, что в определённые машины нельзя заливать 98-й бензин, на протяжении десятилетий вызывает нешуточные споры в Интернете. Здесь сразу стоит определиться с главным — с допусками конкретного двигателя под конкретное топливо. Если "верхнего" порога у двигателя нет, то в бак можно заливать хоть гоночное топливо С-16 по 400 рублей за литр. Машина, конечно, будет ехать сильно лучше, а расход будет на порядок меньше, но никакой выгоды от такой езды, понятное дело, не будет. Важно понимать, что нельзя просто так взять и сделать мотору хорошо одной заправкой.

Чтобы машина ездила с минимальным расходом топлива, нужно соблюдать практически заводские условия: отсутствие течи масла, свежие, исправные фильтры, исправный термостат, чистые радиаторы охлаждения и многое другое. И только тогда бензин с повышенным октановым числом начнёт работать так, как нужно. Кроме того, в самом двигателе должно быть залито качественное и свежее моторное масло, которое вместе с качественным бензином позволит двигателю работать чисто и с минимальным износом.

Знаменитая байка водителей, что "раз в месяц можно и 98-й залить", не работает на благо двигателя и не работает в принципе. Разовая заправка (даже до полного бака) с бензином, в котором помимо самого топлива содержится куча присадок, — не работает. Бак такого топлива будет сожжён за неделю, максимум полторы, и никакого эффекта такое топливо на ДВС не окажет.

Очень хитрые заправщики

Бензин АИ-98 появился в России на заре нового неэтилированного топлива примерно в конце 90-х – начале нулевых. В отличие от "свинцового" этилированного бензина новый вид топлива получился куда экологичнее и не потерял в мощности, хотя по-прежнему создавался с помощью эфирных присадок. Тут нужно пояснить, что разделение нефти на фракции никогда не даёт бензин хорошего качества. Бензин АИ-98, который появился примерно 20 лет назад, пользовался спросом у владельцев автомобилей премиум-класса. По своим свойствам АИ-98 обладал высшей степенью очистки на НПЗ и минимальным добавлением качественных спиртов и эфиров, неудивительно, что на этом топливе двигатели автомобилей работали ровнее, быстрее выходили на нужный скоростной диапазон и легче запускались в морозы.

Из-за тонкостей и сложностей в производстве АИ-98 был недешёвым, однако пять лет российским АЗС хватило, чтобы практически полностью стереть грань по качеству между 92-м и 95-м бензином. Примерно в период с 2002 по 2008 год 95-й бензин в ряде случаев, особенно на "франшизных" заправках, по своему октановому числу и количеству примесей ничем не отличался от АИ-92. В ряде случаев под видом топлива АИ-95 вообще продавали АИ-92 с "первой варки", когда на производстве менялись фильтры — и топливо получалось особенно качественным. Когда в конце 2008 года об этом стало известно ФАС и другим контролирующим органам, разразился жуткий скандал, а все заправки стали регулярно "трясти" проверками качества топлива не только с бензовозов, но и по факту заправки в баки клиентских автомобилей.

Не баг, а фича

Однако качество бензина АИ-98 со временем начало падать. Из ситуации выходили по-разному. Кто-то просто продавал меньше АИ-98, другие продавали под видом АИ-98 обычный 95-й бензин, чтобы хоть как-то "отбить" расходы. Однако с 2018 года продажи бензина АИ-98 стали падать настолько стремительно, что маркетологам крупных нефтяных компаний пришлось срочно думать, как продавать относительно хорошее топливо с максимальной выгодой. Результатом работы специалистов нефтяных компаний стали два новых вида топлива: АИ-95 "плюс" — бензин глубокой очистки с минимальным количеством добавок, так называемый премиум и бензин АИ-100, которым заправляют элитные автомобили, например Range Rover, Bentley и другие.

Инженер-технолог на производстве нефтехимии Пётр Коновалов поясняет, что разница между неэтилированными типами топлива АИ-92 и АИ-95 особенно хорошо заметна при контроле качества на самом заводе, где этот бензин и производят.

Контроль за уровнем очистки топлива, более точное лабораторное оборудование и нормативные документы позволяют чётко сегментировать бензин на этапе передачи на хранение. Правда, то, что продаётся на заправках, не всегда соответствует заводским документам и сертификатам, но всё это на совести отдельных АЗС. - Пётр Коновалов, инженер-технолог

На запросы Лайфа относительно резкого исчезновения АИ-98 с АЗС никто из крупных сетей, включая "Роснефть" и "Лукойл", на момент публикации не ответил.

В результате падающего спроса на "премиум-топливо" и других сложностей, связанных с производством, производителям топлива пришлось адаптироваться под потребительский спрос. По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митраховича, после так называемого налогового манёвра существенно осложнилась сама экономика производства топлива.

С топливом всё более-менее хорошо по качеству и по цене, когда НПЗ входит в вертикально интегрированную компанию. Если он не входит в компанию, что в России редко бывает, возникают проблемы. Из-за того, что налоговая нагрузка на НПЗ растёт, а цены им повышать запрещают, снижаются инвестиции в переработку, в качество топлива. То есть бензин по той же цене может становиться менее качественным. Либо начинается "схематоз" на заправках — то не доливают, то ещё что-нибудь. - Станислав Митраховичведущий эксперт ФНЭБ

Здесь сразу важно пояснить, что в самой по себе заправке АИ-100 ничего разорительного нет. Напротив, заправка более чистым неэтилированным бензином позволяет двигателю "дышать полной грудью". Хорошее топливо действительно "почистит" незначительный нагар на кольцах да и в целом хорошо "взбодрит" топливные форсунки, как банка хорошего энергетика для человеческого сердца. Каждая заправка АИ-100 позволяет сэкономить восемь-десять процентов от стоимости топлива в пересчёте на 100 километров пути. Правда, произойдёт это лишь в том случае, если топливо качественное и соответствует заявленным характеристикам, и если на заправках с топливом нет никаких махинаций.

Во время одной из заправок мы провели эксперимент. Заправившись "сотым" бензином, мы поинтересовались у сотрудников заправки, куда на самом деле исчез 98-й. Прямого ответа нам не дали, однако пояснили, что вместо 98-го теперь АИ-100 и что "это то же самое, просто сотый".

Разумеется, проверить качество топлива можно лишь с помощью специальной технической экспертизы в лаборатории, но визит в пять заправок в разных частях Москвы показал примерно одну и ту же картину: вместо "непонятного" (и, судя по всему, не самого выгодного в производстве) 98-го бензина теперь на заправках продают АИ-100, который практически ничем не отличается от 98-го топлива, но при этом существенно дороже.

Автор: Сергей Андреев

Источник: Life.Ru, 19.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики