Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение премьеров станет шагом к закрытию острого вопроса о поставках нефти из РФ в Минск

Решение премьеров станет шагом к закрытию острого вопроса о поставках нефти из РФ в Минск

Договоренность премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина и премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса подарят странам шанс начать новый этап сотрудничества в отрасли энергетики, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Премьер-министры Российской Федерации и Белоруссии Михаил Мишустин и Сергей Румас обсудили в очередной телефонном разговоре вопросы о сотрудничестве в отрасли энергетики и достигли договоренности о поставках нефти на нефтеперерабатывающие предприятия республики в полном объеме и на условиях, согласованных обеими сторонами.

«Безусловно, хорошо, что страны наконец-то достигли какой-то договоренности. Однако я бы не стал воспринимать данное соглашение в качестве гарантии того, что в дальнейшем двустороннее сотрудничество между государствами будет проходить хорошо. Основная причина – это постоянные сложности и недопонимания, возникающие в процессе диалога стран.

История этого союза в нефтегазовой сфере была переполнена недовольствами Минска. Поэтому в будущем мы, скорее всего, снова станем свидетелями очередных прений. Но гарантировать это на 100% нельзя, так как условия сделки еще не раскрыты», – прокомментировал событие Перов.

Отметим, что в 2019 году нефть из Российской Федерации поставлялась в Белоруссию со скидкой около 20% к рыночной цене сорта Urals. Согласно ведениям, предоставленным белорусским статистическим агентством «Белстат», в январе-ноябре 2019 года российская нефть продалась белорусской стороне за $5,93 млрд. При это средняя цена составила чуть более $50 за баррель. Тот же период показал иную среднюю стоимость Urals, которая, в соответствии с данными Министерства Финансов Российской Федерации, составила $63,5 за баррель.

Долгий путь к согласию: кто уступил

Напомним, государства не могли достичь договоренности о поставках нефти с конца 2019 года. Отчасти положительному исходу мешала позиция Минска, уверенного в том, что налоговый маневр, проведенный Российской Федерацией, очень похож на дискриминацию. Больше всего белорусскую сторону задевали премии для российских компаний, из-за которых стоимость нефти для республики автоматически становилась выше среднемировой.

С 1 января 2020 года российская сторона прекратила поставки нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам в связи с прекращением действия договора, срок которого истек 31 декабря 2019 года.

В связи с неопределенностью, нависавшей в течение нескольких месяцев над вопросом организации поставок российской нефти в Белоруссию, президент Александр Лукашенко 7 марта 2020 года сообщил о том, что получил несколько выгодных для республики предложений, способных избавить страну от зависимости от энергоресурса из России.

«Белоруссия изначально находилась в несколько невыгодном положении. Но еще рано говорить о том, кто кому уступил – подробности договоренности не известны до сих пор. Вполне вероятен и тот вариант, в котором российская сторона предложила новые выгодные для Белоруссии условия.

Но думаю, что на уступки пошел Минск, так как его обещания о поиске альтернативных источников поставок невыполнимы в необходимых для него объемах. Поэтому зависимость от российской нефти остается на высоком уровне», — пояснил собеседник.

Ранее первую партию нефти по контракту с Белоруссией отправила государственная нефтяная компания SOCAR из Азербайджана, погрузив на танкер 90 тысяч тонн в турецком порту Джейхан. Вторая часть в 85 тысяч тонн была отгружена 20 марта, но из грузинского порта Супса.

«Скорее всего в ближайшее время белорусская сторона продолжит безрезультатные попытки поисков альтернативных поставок, но вероятнее всего пересмотрит данное решение. Но в первую очередь Минску нужно организовать работы по модернизации своих нефтеперерабатывающих предприятий. К слову, Белоруссия планировала начать и завершить этот процесс еще несколько лет назад», — добавил аналитик.

Александр Перов отметил, что администрация президента Белоруссии вынуждена была отказать от этой идеи из-за кризисного положения экономики страны. И в то время президент республики Александр Лукашенко гарантировал начать работы в 2020 году, однако обещание свое не выполнил.

«Если Минск проведет-таки модернизацию, то белорусские нефтепродукты автоматически превратятся в конкурентоспособные даже в том случае, если скидки в цене на нефть не будет.

Модернизация НПЗ необходима для того, чтобы Белоруссия смогла принимать и перерабатывать новую нефть, иначе покупка импортного ресурса по другим направлениям нереализуема и бессмысленна. Поэтому российская нефть необходима Минску, решившему все-таки согласовать поставки с Москвой», — констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 21.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики