Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение премьеров станет шагом к закрытию острого вопроса о поставках нефти из РФ в Минск

Решение премьеров станет шагом к закрытию острого вопроса о поставках нефти из РФ в Минск

Договоренность премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина и премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса подарят странам шанс начать новый этап сотрудничества в отрасли энергетики, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Премьер-министры Российской Федерации и Белоруссии Михаил Мишустин и Сергей Румас обсудили в очередной телефонном разговоре вопросы о сотрудничестве в отрасли энергетики и достигли договоренности о поставках нефти на нефтеперерабатывающие предприятия республики в полном объеме и на условиях, согласованных обеими сторонами.

«Безусловно, хорошо, что страны наконец-то достигли какой-то договоренности. Однако я бы не стал воспринимать данное соглашение в качестве гарантии того, что в дальнейшем двустороннее сотрудничество между государствами будет проходить хорошо. Основная причина – это постоянные сложности и недопонимания, возникающие в процессе диалога стран.

История этого союза в нефтегазовой сфере была переполнена недовольствами Минска. Поэтому в будущем мы, скорее всего, снова станем свидетелями очередных прений. Но гарантировать это на 100% нельзя, так как условия сделки еще не раскрыты», – прокомментировал событие Перов.

Отметим, что в 2019 году нефть из Российской Федерации поставлялась в Белоруссию со скидкой около 20% к рыночной цене сорта Urals. Согласно ведениям, предоставленным белорусским статистическим агентством «Белстат», в январе-ноябре 2019 года российская нефть продалась белорусской стороне за $5,93 млрд. При это средняя цена составила чуть более $50 за баррель. Тот же период показал иную среднюю стоимость Urals, которая, в соответствии с данными Министерства Финансов Российской Федерации, составила $63,5 за баррель.

Долгий путь к согласию: кто уступил

Напомним, государства не могли достичь договоренности о поставках нефти с конца 2019 года. Отчасти положительному исходу мешала позиция Минска, уверенного в том, что налоговый маневр, проведенный Российской Федерацией, очень похож на дискриминацию. Больше всего белорусскую сторону задевали премии для российских компаний, из-за которых стоимость нефти для республики автоматически становилась выше среднемировой.

С 1 января 2020 года российская сторона прекратила поставки нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам в связи с прекращением действия договора, срок которого истек 31 декабря 2019 года.

В связи с неопределенностью, нависавшей в течение нескольких месяцев над вопросом организации поставок российской нефти в Белоруссию, президент Александр Лукашенко 7 марта 2020 года сообщил о том, что получил несколько выгодных для республики предложений, способных избавить страну от зависимости от энергоресурса из России.

«Белоруссия изначально находилась в несколько невыгодном положении. Но еще рано говорить о том, кто кому уступил – подробности договоренности не известны до сих пор. Вполне вероятен и тот вариант, в котором российская сторона предложила новые выгодные для Белоруссии условия.

Но думаю, что на уступки пошел Минск, так как его обещания о поиске альтернативных источников поставок невыполнимы в необходимых для него объемах. Поэтому зависимость от российской нефти остается на высоком уровне», — пояснил собеседник.

Ранее первую партию нефти по контракту с Белоруссией отправила государственная нефтяная компания SOCAR из Азербайджана, погрузив на танкер 90 тысяч тонн в турецком порту Джейхан. Вторая часть в 85 тысяч тонн была отгружена 20 марта, но из грузинского порта Супса.

«Скорее всего в ближайшее время белорусская сторона продолжит безрезультатные попытки поисков альтернативных поставок, но вероятнее всего пересмотрит данное решение. Но в первую очередь Минску нужно организовать работы по модернизации своих нефтеперерабатывающих предприятий. К слову, Белоруссия планировала начать и завершить этот процесс еще несколько лет назад», — добавил аналитик.

Александр Перов отметил, что администрация президента Белоруссии вынуждена была отказать от этой идеи из-за кризисного положения экономики страны. И в то время президент республики Александр Лукашенко гарантировал начать работы в 2020 году, однако обещание свое не выполнил.

«Если Минск проведет-таки модернизацию, то белорусские нефтепродукты автоматически превратятся в конкурентоспособные даже в том случае, если скидки в цене на нефть не будет.

Модернизация НПЗ необходима для того, чтобы Белоруссия смогла принимать и перерабатывать новую нефть, иначе покупка импортного ресурса по другим направлениям нереализуема и бессмысленна. Поэтому российская нефть необходима Минску, решившему все-таки согласовать поставки с Москвой», — констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 21.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики