Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки нефти из России в Беларусь опять под вопросом

Поставки нефти из России в Беларусь опять под вопросом

Нефтяной вопрос продолжает обострять белорусско-российскую повестку. Поставки нефти из России в Беларусь опять под вопросом. По причине сохраняющихся разногласий крупнейшие поставщики сырья из России и белорусский госконцерн «Белнефтехим» все еще не подписали соглашений на поставку.

Разногласия сторон

Апрельские поставки срываются. По сообщению информагентства Reuters, Беларусь планирует большую долю объема нефти получать от российских компаний группы «Сафмар» Михаила Гуцериева, который находится в товарищеских отношениях с президентом Беларуси Александром Лукашенко.

В интересах других российских компаний осуществлять поставки по принципу равнодоступности, то есть экспорт по каждому направлению в прямой зависимости от добычи производителя. На этом основании “Сафмар”, по мнению других экспортеров, не может продолжать поставлять сырье на нефтеперерабатывающие заводы в Мозырь и Новополоцк.

Премьер-министр Беларуси Сергей Румас объявил, что их интересуют экспортеры, которые готовы предложить наилучшие условия для поставки сырья, а точнее большая рассрочка платежей на нефть. Также отметил, что право выбора компаний находится у белорусской стороны, поэтому в большой долей вероятности “Роснефть” не будет являться поставщиком нефти для Беларуси.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что вряд ли Беларусь будет получать российское сырье на своих условиях, так как эти условия заключаются в полном отказе от премии российским компаниям-поставщикам.

Политические игры

Напомним, что экспорт российского сырья в Беларусь частично прекратился в январе 2020 года. Российская сторона поставляет в Белоруссию меньше трети от тех объемов сырья, которые были включены в экспортный график. Отправку нефти осуществляют только компании "Сафмар".

В марте между Минском и Москвой велись переговоры по поводу цен на нефть, в результате которых, казалось бы, стороны смогли согласовать стоимость нефти. На рынке ожидали, что поставки будут возобновлены с 1 апреля.

Белорусская сторона заявляла о необходимости поставок нефти на апрель от нескольких российских нефтедобывающих компаний в размере 2 млн тонн. Однако компаниям пришлось отказаться от поставок по причине отсутствия подписанных контрактов с «Белнефтехимом».

По мнению экспертов, нефтяной вопрос между Россией и Беларусью уже давно имеет не столько экономический, сколько политический подтекст. С экономической точки зрения прокачка российского сырья в Беларусь выгодна обеим сторонам, однако обсуждения Москвы и Минска о составе поставщиков приводит ситуацию в тупик.

На сегодняшний день единственный гарантированный поставщик нефти в Беларусь на апрель - группа компаний Михаила Гуцериева «Сафмар». По сообщению Reuters, другим российским компаниям необходимо сделать оформление маршрутных поручений в «Транснефти», но они не имеют возможности этого сделать из-за объявленной Президентом РФ нерабочей недели.

Источник: TV BRICS, 02.04.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики