Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» разочарует Польшу транзитом

«Газпром» разочарует Польшу транзитом

В мае закончится контракт на транзит российского газа через Польшу. И если пока «Газпром» платит фиксированную сумму в $ 5,4 млн в год, то потом польский оператор введет ставки на каждую тысячу кубометров, чтобы, как обещала Варшава, плата выросла не менее чем в 10 раз. Российская компания уже готовится к новой реальности — планомерно снижает третий месяц подряд транзит через Польшу.

За первые три месяца 2020 года «Газпром» снизил поставки в Европу без учета Турции на 18%. По данным ENTSOG и украинского оператора, в январе — марте российская компания подала в страны ЕС 35,3 млрд кубометров. С учетом рекордных запасов в европейских хранилищах, теплой зимы и собственных резервов в 12 млрд кубометров в странах ЕС показатели экспорта «Газпрома» очень неплохи.

Примечательны объемы поставок российского газа по разным направлениям. Если «Северный поток» работал все три месяца выше сверхмощности и показателей прошлого года (15,84 млрд кубометров), то на польском направлении транзит газа равномерно снижался. В январе поставки по газопроводу Ямал — Европа составили 2,43 млрд кубометров, в феврале — 2,3 млрд, а в марте — 2,27 млрд. По сравнению с прошлым годом, когда поставки были равномерны, общая разница составила более полутора миллиардов кубометров. По результатам года она может превысить все шесть миллиардов кубометров. А это — 20% от объема, которые «Газпром» транспортировал через Польшу в прошлом году. 

Выпадающие объемы при этом «Газпром» перебрасывал на украинское направление, где по новому контракту платит фиксированную сумму по условию «качай или плати». Так, в январе он использовал ГТС Украины лишь на 46% от законтрактованных объемов (2,54 млрд), однако в марте довел показатель до 85% — 4,7 млрд за 31 день.

Пока снижение транзита по газопроводу Ямал — Европа не оказывает никакого негативного влияния на польскую сторону. Польский участок газопровода находится в собственности компании Europol Gaz, в которой «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания. А по межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн).

Однако контракт на транзит российского газа с «Газпромом» заканчивается 16 мая, и оператор Gaz-System заявил еще в конце января, что все мощности ямальского газопровода будут выставляться на аукцион, в котором придется участвовать и «Газпрому».

«Сейчас Gaz-System обеспечивает небронированные мощности, основанные на предыдущих правилах. 16 мая 2020 года заканчивает действие исторический контракт на транзит газа между EuRoPol GAZ s.a. и „Газпром экспортом“. Поэтому аукционы через платформу GSA будут предлагать полную мощность газопровода на входной точке „Кондратки“ и выходной точке „Мальнев“ на полдня, сутки, месяц и квартал в газовом году 2019−2020 (с октября по октябрь). На 2020−2021 газовый год будут разыгрываться и годовые поставки», — говорилось в официальном сообщении Gaz-System.

Очевидно, что оператор польской ГТС изменит и тарифы на транзит газа. В Варшаве уже не раз выражали недовольство доходами от газопровода Ямал — Европа. В прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн. Высокопоставленный чиновник оценил потери Польши в 2010—2017 годах в $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год.

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — говорил ранее EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач.

Напомним, что польская госкомпания PGNiG заявила на этой неделе, что выиграла у «Газпрома» разбирательство в Стокгольмском арбитраже о том, как должна формироваться формула цены на газ в действующем контракте. Теперь она якобы привязана к европейским биржам и Варшава может рассчитывать на получение компенсации в $ 1,5 млрд за переплату за газ с 2014 года.

Источник: EADaily, 02.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики