Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» просит правительство не создавать ему новых конкурентов

«Газпром» просит правительство не создавать ему новых конкурентов

Новые российские проекты СПГ без контроля государства еще больше снизят экспортные цены на газ, а из-за налоговых льгот нанесут прямой ущерб бюджету страны. Об этом идет речь в письме заместителя председателя правления «Газпрома» Виталия Маркелова, которое он написал заместителю министра энергетики Павлу Сорокину в марте. Копией документа располагает агентство «Интерфакс».

«При реализации новых российских СПГ-проектов в отсутствие контроля со стороны государства цена экспортируемого российского газа будет снижаться из-за роста предложения и высокой конкуренции российских поставщиков между собой», — сообщает зампредправления «Газпрома». В результате, по его мнению, доходы российского бюджета будут снижаться из-за замещения экспорта трубопроводного газа экспортом СПГ с низкими налоговыми отчислениями (отсутствие экспортной пошлины и НДПИ): «Очевидны прямые убытки государства при реализации экспорта газа с СПГ-проектов в ущерб трубопроводному экспорту».

Виталий Маркелов отмечает, что и сами проекты СПГ могут просто не окупиться и вложенные в них (в инфраструктуру — прим. ред.) бюджетные средства окажутся «замороженными». «Появляются новые риски для проектов СПГ, связанные с планами Европейского Союза по учету углеродного следа, поскольку выброс диоксида углерода СПГ-проектов существенно выше, чем при трубопроводных поставках», — настаивает высокопоставленный представитель «Газпрома». 

Эксперты уже не раз замечали, что, например, проект «Ямал СПГ» должен был большую часть продукции поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР) и не создавать конкуренцию с трубопроводным газом в Европе. Однако в прошлом году большая часть ямальского сжиженного газа ушла как раз в страны ЕС из-за изменения конъюнктуры.

«Это реальность. С ней сложно спорить. Более 80% газа с проекта „Ямал СПГ“ в прошлом году было поставлено в Европу, что наряду с ростом поставок из США внесло вклад в обвал цен, который начался ещё до эпидемии», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он замечает, что это привело к потерям для бюджета. «Что касается новых проектов, то их нужно реализовывать либо на общих основаниях (без дополнительных льгот), либо с доказанным положительным эффектом для государства в виде роста налоговых поступлений и инвестиций в российские цепочки создания стоимости», — считает эксперт.

В своем письме зампредправления «Газпрома» в этот раз сделал акцент на Дальнем Востоке. С одной стороны, с Сахалина планируются поставки газа в Китай по трубопроводу и паралельно у «Газпрома» уже есть действующий совместный проект по производству СПГ для стран АТОР «Сахалин-2». С другой, «Роснефть» планирует построить «Дальневосточный СПГ» совместно с американской ExxonMobil, индийской ONGC Videsh Ltd. и японской SODECO. Эти же компании являются участниками проекта «Сахалин-1» по добыче нефти и газа.

В своем письме зампредправления «Газпрома» напомнил, сообщает «Интерфакс», что изначально целью реализации СПГ-проектов в России была диверсификация внешних рынков сбыта российского газа, в первую очередь, путем направления его в страны АТОР (например, завод на «Сахалине-2»). Поэтому он призвал оценить варианты загрузки существующих и новых мощностей по производству СПГ на Дальнем Востоке для того, чтобы увеличить долю российского экспорта на мировом рынке сжиженного газа, а также для наращивания объемов геологоразведочных работы на Сахалинском шельфе. «Оптимальным решением по загрузке новых мощностей по производству СПГ является продажа газа проекта „Сахалин-1“ на нужды проекта строительства третьей технологической линии действующего завода „Сахалина-2“. Указанный вариант, по оценкам Sakhalin Energy, является более экономически привлекательным как для консорциума „Сахалин-1“, так и для РФ, в целом, по сравнению с поставками газа в адрес нового проекта „Дальневосточный СПГ“, предлагаемого к реализации консорциумом „Сахалин-1“», — сообщил заместителю министра энергетики России Виталий Маркелов.

Источник: EADaily, 03.04.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики