Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» просит правительство не создавать ему новых конкурентов

«Газпром» просит правительство не создавать ему новых конкурентов

Новые российские проекты СПГ без контроля государства еще больше снизят экспортные цены на газ, а из-за налоговых льгот нанесут прямой ущерб бюджету страны. Об этом идет речь в письме заместителя председателя правления «Газпрома» Виталия Маркелова, которое он написал заместителю министра энергетики Павлу Сорокину в марте. Копией документа располагает агентство «Интерфакс».

«При реализации новых российских СПГ-проектов в отсутствие контроля со стороны государства цена экспортируемого российского газа будет снижаться из-за роста предложения и высокой конкуренции российских поставщиков между собой», — сообщает зампредправления «Газпрома». В результате, по его мнению, доходы российского бюджета будут снижаться из-за замещения экспорта трубопроводного газа экспортом СПГ с низкими налоговыми отчислениями (отсутствие экспортной пошлины и НДПИ): «Очевидны прямые убытки государства при реализации экспорта газа с СПГ-проектов в ущерб трубопроводному экспорту».

Виталий Маркелов отмечает, что и сами проекты СПГ могут просто не окупиться и вложенные в них (в инфраструктуру — прим. ред.) бюджетные средства окажутся «замороженными». «Появляются новые риски для проектов СПГ, связанные с планами Европейского Союза по учету углеродного следа, поскольку выброс диоксида углерода СПГ-проектов существенно выше, чем при трубопроводных поставках», — настаивает высокопоставленный представитель «Газпрома». 

Эксперты уже не раз замечали, что, например, проект «Ямал СПГ» должен был большую часть продукции поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР) и не создавать конкуренцию с трубопроводным газом в Европе. Однако в прошлом году большая часть ямальского сжиженного газа ушла как раз в страны ЕС из-за изменения конъюнктуры.

«Это реальность. С ней сложно спорить. Более 80% газа с проекта „Ямал СПГ“ в прошлом году было поставлено в Европу, что наряду с ростом поставок из США внесло вклад в обвал цен, который начался ещё до эпидемии», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он замечает, что это привело к потерям для бюджета. «Что касается новых проектов, то их нужно реализовывать либо на общих основаниях (без дополнительных льгот), либо с доказанным положительным эффектом для государства в виде роста налоговых поступлений и инвестиций в российские цепочки создания стоимости», — считает эксперт.

В своем письме зампредправления «Газпрома» в этот раз сделал акцент на Дальнем Востоке. С одной стороны, с Сахалина планируются поставки газа в Китай по трубопроводу и паралельно у «Газпрома» уже есть действующий совместный проект по производству СПГ для стран АТОР «Сахалин-2». С другой, «Роснефть» планирует построить «Дальневосточный СПГ» совместно с американской ExxonMobil, индийской ONGC Videsh Ltd. и японской SODECO. Эти же компании являются участниками проекта «Сахалин-1» по добыче нефти и газа.

В своем письме зампредправления «Газпрома» напомнил, сообщает «Интерфакс», что изначально целью реализации СПГ-проектов в России была диверсификация внешних рынков сбыта российского газа, в первую очередь, путем направления его в страны АТОР (например, завод на «Сахалине-2»). Поэтому он призвал оценить варианты загрузки существующих и новых мощностей по производству СПГ на Дальнем Востоке для того, чтобы увеличить долю российского экспорта на мировом рынке сжиженного газа, а также для наращивания объемов геологоразведочных работы на Сахалинском шельфе. «Оптимальным решением по загрузке новых мощностей по производству СПГ является продажа газа проекта „Сахалин-1“ на нужды проекта строительства третьей технологической линии действующего завода „Сахалина-2“. Указанный вариант, по оценкам Sakhalin Energy, является более экономически привлекательным как для консорциума „Сахалин-1“, так и для РФ, в целом, по сравнению с поставками газа в адрес нового проекта „Дальневосточный СПГ“, предлагаемого к реализации консорциумом „Сахалин-1“», — сообщил заместителю министра энергетики России Виталий Маркелов.

Источник: EADaily, 03.04.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики