Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поляки против Газпрома

Поляки против Газпрома

PGNiG объявила, что выиграла у российской компании пятилетний спор о цене на топливо в Стокгольмском арбитраже

Польский PGNiG вслед за украинским «Нафтогазом» празднует победу в международном арбитраже: покупатели рассчитывают вернуть уплаченные «Газпрому» 1,5 млрд долларов.

Польская нефтегазовая компания PGNiG объявила, что выиграла у «Газпрома» пятилетний спор о цене на топливо в Стокгольмском арбитраже. Так называемый Ямальский контракт, заключённый в 1996 году, предусматривает поставки до 10 млрд кубометров российского газа ежегодно. По договору каждая из сторон имела право раз в три года подавать запрос на пересмотр цен, если они не соответствуют рыночным. В 2012 году Варшава уже добивалась снижения цены на 10%, но спустя три года вновь потребовала снизить цену и обратилась в Стокгольм. Как заявил президент правления PGNiG Ежи Квециньски, арбитражный суд встал на сторону польской компании, «подтвердив тем самым, что цена на газ в Ямальском контракте не отражала уровень цен на рынке и была завышена». Отныне концерн будет платить за топливо по новой формуле расчёта цены, которая «напрямую связана с ценами на газ на западноевропейском рынке». Что касается компенсации за переплату, то, по утверждению поляков, российский газовый гигант должен возместить 1,5 млрд долларов. Это разница между стоимостью поставок, рассчитанной на основе новой формулы, и суммой, фактически уплаченной компанией с 1 ноября 2014 года по 29 февраля 2020 года. 

В «Газпроме» уже получили решение арбитража. В компании его изучают, а её представители подчёркивают, что «давать какие-либо оценки суммам возможных выплат преждевременно». И всё же отсуженные поляками деньги, судя по всему,

придётся выплатить, так же, как пришлось рассчитаться с «Нафтогазом» (в конце прошлого года украинцы получили 2,9 млрд долларов по решению того же Стокгольмского суда). Не исключено также, что «Газпром» найдёт способ компенсировать потери за счёт российских потребителей или вливаний из федерального бюджета. Между тем Ямальский контракт истекает в 2022 году. Власти Польши уже заявили, что не намерены его продлевать и будут обеспечивать свои потребности в газе за счёт поставок СПГ, а также мощностей строящегося газопровода Baltic Pipe, который соединит республику с норвежским шельфом через Данию. По словам главы PGNiG Петра Вожняка, убытки компании из-за высокой стоимости российского голубого топлива достигают 250 млн в год.

Алексей Калачев, аналитик компании «Финам»:

– Похоже, и в этот раз платить придётся. Конечно, странно пересматривать цены задним числом за несколько лет назад, но уж больно велик разрыв между долгосрочными контрактными ценами и ценами насыщенного предложением рынка. «Газпрому», пожалуй, следовало быть гибче и чаще идти навстречу контрагентам в пересмотре цены. При всём значении его как крупнейшего поставщика природного газа в Европе не стоило упорствовать в праве диктовать разную цену разным странам.

Владимир Лепехин, директор института ЕАЭС:

– Вокруг «Газпрома» и некоторых других российских компаний сложилась целая индустрия зарубежных и российских дельцов, которые научились раздевать Россию до нитки, пользуясь тем, что российское руководство зациклено на продвижении своих углеводородов в Европу. России давно пора свернуть эту лавочку и не признавать Стокгольмский, Гаагский и прочие приватизированные глобальными мошенниками суды. Ради чего, собственно, президент РФ и начал вносить поправки в Конституцию страны, раскусив, как работает сей механизм.

 

 

 

– Является ли это катастрофой для «Газпрома»? Ну, это является неприятным моментом, потому что деньги большие. Но не катастрофой. «Газпром» же заплатил Украине, и это не значит, что деятельность компании остановилась. Мне кажется, большей проблемой для «Газпрома» является вся эта затяжная ценовая ситуация, ситуация низких цен на мировых рынках. Но ожидается, что его конкуренты в других странах, у которых газ более дорогой, скажем, поставщики сжиженного газа, будут сходить с дистанции.

Автор: Иван Краснов 

Источник: Наша Версия, 06.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики