Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты считают, что российские НПЗ в состоянии пережить резкое падение спроса на бензин

Эксперты считают, что российские НПЗ в состоянии пережить резкое падение спроса на бензин

Они имеют достаточный запас прочности, отмечают аналитики

Меры по ограничению распространения коронавируса сильно ударили не только по туризму, розничному бизнесу и транспорту, но и по нефтеперерабатывающей отрасли из-за снижения спроса на топливо. Однако опрошенные ТАСС эксперты считают, что, несмотря на снижение прибыли, российские НПЗ имеют достаточный запас прочности, чтобы пережить это непростое для них время.

Министр энергетики Александр Новак ранее говорил, что в Москве потребление бензина на автозаправочных станциях уже снизилось на 20-30%, а в дальнейшем оно может упасть и до 40%, что приводит к сокращению прибыли НПЗ.

При этом этот процесс не компенсируется снижением цены нефти, так как НПЗ из-за особенности налоговой системы России получают компенсацию в виде отрицательного акциза при высокой стоимости нефти, а при очень низкой - наоборот, должны платить государству сверхприбыли по компенсационному механизму - демпферу. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, нефтяники могут перечислить в бюджет РФ в 2020 году 700 млрд рублей при цене нефти $25-30 за баррель, поэтому низкая стоимость сырья особо не влияет на маржинальность заводов.

Более того, российская нефтепереработка может последовать примеру европейских НПЗ и сократить загрузку установок, так как рентабельность большинства НПЗ в РФ уже сегодня находится около нуля, и некоторые из них несут убытки, считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. "В апреле снижение загрузки вряд ли будет обвальным, а в мае - июне уровень производства будет определяться исходя из темпов восстановления спроса и заполненности хранилищ", - добавил он.

Аналитик "Финам" Алексей Калачев отметил, что российские НПЗ имеют возможность весной взять небольшую передышку за счет проведения в этот период плановых ремонтов. "Спрос будет падать. Судя по оперативным данным, производство на НПЗ немного снизилось уже в первом квартале, причем в апреле ситуация усугубится. С другой стороны - этот период можно использовать для плановых ремонтов, но если смотреть в целом, то положение у нефтепереработчиков достаточно жесткое, особенно с учетом работы демпфера, который тяжким бременем лежит на производителях", - добавил он.

Нужно ли бояться импортного бензина

Из-за того, что в ряде стран Европы спрос на бензин и дизель сократился на 70%, разница между стоимостью нефтепродуктов и нефти в марте упала до отрицательных значений, то есть тонна бензина в некоторых отрезках времени стоила дешевле сырья. Евгений Тыртов не исключил, что когда спрос в России постепенно начнет восстанавливаться зарубежные НПЗ, которые не ограничены российской системой налогообложения, могут начать поставлять свою продукцию в Россию.

"Премия при поставках из-за рубежа по автомобильным бензинам сегодня составляет 16,5 тысяч рублей за тонну, а по дизельному топливу - около 10 тыс. руб./т. Таким образом, из-за необходимости выплат по демпферу отечественные НПЗ не смогут конкурировать с импортными поставками. Поэтому механизм должен быть скорректирован, поскольку изначально был рассчитан на другой диапазон цен", - сказал он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков тоже допустил начало поставок топлива из-за рубежа, но, на его взгляд, эти объемы не будут значительны.

"Я думаю, что в приграничье возможны какие-то поставки из-за рубежа, но массовым явлением это не станет. С учетом затрат на транспорт я сомневаюсь, что они обойдутся дешевле. Но, даже если возникнет такая проблема (резкий рост импорта бензина), то государство сможет пойти на изменение демпфера и налогообложения, чтобы удержать рынок", - пояснил он.

Калачев добавил, что поток импортного топлива можно остановить и заградительными пошлинами, плюс у зарубежных НПЗ просто может не хватить времени, чтобы наладить такие поставки.

Разорятся ли НПЗ

Эксперты считают, что российской нефтепереработке предстоит пережить непростое время. Спрос на топливо будет сокращаться, особенно если власти введут еще более жесткие ограничительные меры на передвижение граждан. "Компании недосчитаются прибыли, но я сомневаюсь, что это приведет к банкротству НПЗ, так как почти вся она принадлежит вертикально-интегрированным компаниям. Они выдержат и никто не разорится", - уверен Юшков.

Он добавил, что труднее всего придется независимым заправкам. Эксперт не исключил, что ряд сетей АЗС может стать банкротами, но, на его взгляд, это не будет носить массового характера.

Что касается НПЗ, то аналитики настроены более оптимистично. "Я видел данные, что в московском регионе продажи на АЗС упали на 30-40%, но я не вижу в этом большой катастрофы по сравнению с другими отраслями: туризмом, транспортными перевозками. Тут нужно понимать, что пусть беда и общая - но НПЗ не пропадут", - подытожил Калачев.

Источник: ТАСС, 07.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики