Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты считают, что российские НПЗ в состоянии пережить резкое падение спроса на бензин

Эксперты считают, что российские НПЗ в состоянии пережить резкое падение спроса на бензин

Они имеют достаточный запас прочности, отмечают аналитики

Меры по ограничению распространения коронавируса сильно ударили не только по туризму, розничному бизнесу и транспорту, но и по нефтеперерабатывающей отрасли из-за снижения спроса на топливо. Однако опрошенные ТАСС эксперты считают, что, несмотря на снижение прибыли, российские НПЗ имеют достаточный запас прочности, чтобы пережить это непростое для них время.

Министр энергетики Александр Новак ранее говорил, что в Москве потребление бензина на автозаправочных станциях уже снизилось на 20-30%, а в дальнейшем оно может упасть и до 40%, что приводит к сокращению прибыли НПЗ.

При этом этот процесс не компенсируется снижением цены нефти, так как НПЗ из-за особенности налоговой системы России получают компенсацию в виде отрицательного акциза при высокой стоимости нефти, а при очень низкой - наоборот, должны платить государству сверхприбыли по компенсационному механизму - демпферу. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, нефтяники могут перечислить в бюджет РФ в 2020 году 700 млрд рублей при цене нефти $25-30 за баррель, поэтому низкая стоимость сырья особо не влияет на маржинальность заводов.

Более того, российская нефтепереработка может последовать примеру европейских НПЗ и сократить загрузку установок, так как рентабельность большинства НПЗ в РФ уже сегодня находится около нуля, и некоторые из них несут убытки, считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. "В апреле снижение загрузки вряд ли будет обвальным, а в мае - июне уровень производства будет определяться исходя из темпов восстановления спроса и заполненности хранилищ", - добавил он.

Аналитик "Финам" Алексей Калачев отметил, что российские НПЗ имеют возможность весной взять небольшую передышку за счет проведения в этот период плановых ремонтов. "Спрос будет падать. Судя по оперативным данным, производство на НПЗ немного снизилось уже в первом квартале, причем в апреле ситуация усугубится. С другой стороны - этот период можно использовать для плановых ремонтов, но если смотреть в целом, то положение у нефтепереработчиков достаточно жесткое, особенно с учетом работы демпфера, который тяжким бременем лежит на производителях", - добавил он.

Нужно ли бояться импортного бензина

Из-за того, что в ряде стран Европы спрос на бензин и дизель сократился на 70%, разница между стоимостью нефтепродуктов и нефти в марте упала до отрицательных значений, то есть тонна бензина в некоторых отрезках времени стоила дешевле сырья. Евгений Тыртов не исключил, что когда спрос в России постепенно начнет восстанавливаться зарубежные НПЗ, которые не ограничены российской системой налогообложения, могут начать поставлять свою продукцию в Россию.

"Премия при поставках из-за рубежа по автомобильным бензинам сегодня составляет 16,5 тысяч рублей за тонну, а по дизельному топливу - около 10 тыс. руб./т. Таким образом, из-за необходимости выплат по демпферу отечественные НПЗ не смогут конкурировать с импортными поставками. Поэтому механизм должен быть скорректирован, поскольку изначально был рассчитан на другой диапазон цен", - сказал он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков тоже допустил начало поставок топлива из-за рубежа, но, на его взгляд, эти объемы не будут значительны.

"Я думаю, что в приграничье возможны какие-то поставки из-за рубежа, но массовым явлением это не станет. С учетом затрат на транспорт я сомневаюсь, что они обойдутся дешевле. Но, даже если возникнет такая проблема (резкий рост импорта бензина), то государство сможет пойти на изменение демпфера и налогообложения, чтобы удержать рынок", - пояснил он.

Калачев добавил, что поток импортного топлива можно остановить и заградительными пошлинами, плюс у зарубежных НПЗ просто может не хватить времени, чтобы наладить такие поставки.

Разорятся ли НПЗ

Эксперты считают, что российской нефтепереработке предстоит пережить непростое время. Спрос на топливо будет сокращаться, особенно если власти введут еще более жесткие ограничительные меры на передвижение граждан. "Компании недосчитаются прибыли, но я сомневаюсь, что это приведет к банкротству НПЗ, так как почти вся она принадлежит вертикально-интегрированным компаниям. Они выдержат и никто не разорится", - уверен Юшков.

Он добавил, что труднее всего придется независимым заправкам. Эксперт не исключил, что ряд сетей АЗС может стать банкротами, но, на его взгляд, это не будет носить массового характера.

Что касается НПЗ, то аналитики настроены более оптимистично. "Я видел данные, что в московском регионе продажи на АЗС упали на 30-40%, но я не вижу в этом большой катастрофы по сравнению с другими отраслями: туризмом, транспортными перевозками. Тут нужно понимать, что пусть беда и общая - но НПЗ не пропадут", - подытожил Калачев.

Источник: ТАСС, 07.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики