Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпром показал свою готовность договариваться даже ценой экономических потерь

Газпром показал свою готовность договариваться даже ценой экономических потерь

Соглашение по газу между Украиной и Россией, а также перспективы «Северного потока-2» в интервью «Материку» прокомментировал политолог Константин Симонов

Как Вы оцениваете достигнутое соглашение между Россией и Украиной по транзиту газа?

Я оцениваю очень позитивно тот факт, что мы избежали газовой войны. Хотя бы потому, что все репутационные издержки неизбежно бы возложили на нас.

Кроме того, этот контракт показывает, что при желании можно найти выход даже из ситуации, которая кажется безнадежной. Я видел очень много попыток российских экспертов обругать этот договор – и, что самое смешное, тоже самое делают и эксперты украинские. Однако и те, и другие забывают. Контракт этот- компромисс. Поэтому он не мог быть на 100% выгоден Украине. Или на 100% выгоден России. Все пошли на определенные уступки.

Скажем, Россия застраховала себя от новых исков по недопрокачки газа по контракту от 2009 года. Мы в ходе переговоров добились согласия Украины всего на 7,2 млрд долларов выручки от транзита за пять лет. То есть фактически сохранен старый тариф с очень небольшим ростом. Зато Украина получила гарантию заполнения трубы. «Газпром» согласился прокачивать через Украину 65 млрд кубов в 2020 году и по 40 млрд кубов в год в 2021–2024 годах. Причем принцип «качай или плати» теперь будет помесячным. Опять же – 65 млрд кубометров в первый год вроде бы выглядят как успех Украины – но зато «Газпром» может спокойно заверить строительство «Северного потока-2», попавшего в конце 2019 года под американские санкции.

Руководство «Нафтогаза» до последнего пыталось сорвать транзитные соглашения. Его ориентация на США не является конспирологией и особым секретом на Украине. США же были весьма заинтересованы в новой «газовой войне» - и как способе дискредитировать Россию как конкурента своему СПГ, и, что даже важнее, как хорошему варианту для повышения на газ в Европе. Без этого поставки американского СПГ окончательно лишаются коммерческой привлекательности. А получать «политическую цену» сложнее, когда «Газпром» показал свою готовность договариваться даже ценой экономических потерь.

Ваше мнение по перспективам достройки трубопровода «Северный поток – 2»

Путин сам назвал срок завершения проекта. Обход Украины с севера через «Северный поток 2» (СП-2) должен заработать до конца первого квартала 2021 года. Считаю этот срок вполне реальным. Технические возможности для этого есть. Есть трубоукладчик «Академик Черский», который сейчас перегоняют с Дальнего Востока в Балтику. Сейчас все равно вести трубоукладочные работы сложно – зимний сезон на Балтике еще не закончен. Лучше все приступить к работам в конце апреля. Есть и другой вариант - переоборудовать судно-трубоукладчик меньшего класса «Фортуна». За год своими силами эту трубу вполне реально достроить . Там, собственно, осталось проложить около 80 км трубы.

Источник: Материк, 08.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики