Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Коронавирус не помешал Украине строить козни против "Северного потока-2"

Коронавирус не помешал Украине строить козни против "Северного потока-2"

Заявления Украины о подготовке к отказу от транзита российского газа не соответствуют действительности и являются частью политической игры против строительства "Северного потока-2". "Оптимизировать" украинскую ГТС на случай, если это произойдёт, сложно, так как транзит российского газа — ее основная задача, ​считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

Власти Украины ведут подготовку к прекращению транзита российского газа по своей территории. Как рассказал глава компании "Оператор газотранспортной системы Украины" Сергей Макогон изданию Liga.net, на это направлена программа оптимизации газотранспортной системы Украины. Он отметил, что Украина продолжит вести противостояние строительству российского трубопровода "Северный поток-2" и рассчитывает, что в этом стране помогут США и страны Евросоюза, так как проект РФ "несет риски не только для Украины, но и для всей Европы".

При этом Макогон считает, "уже сейчас очевидно", что российский экспортер газа "Газпром" не сможет закончить строительство до 2021 года. Альтернативой для украинской ГТС Макогон считает транзит топлива между странами Европы.

Еще один рассматриваемый сейчас путь для Украины — поставки американского сжиженного природного газа (СПГ) через Польшу и далее в Восточную Европу.

В конце декабря прошлого 2019 года российский "Газпром" подписал с украинским "Нафтогазом" пакет соглашений на пять лет, где регулируются транзит российского газа в страны Европы через Украину. По договору, Россия будет прокачивать 65 млрд куб. метров газа в первый год и по 40 млрд куб. метров в последующие четыре.

СТРАННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Все опрошенные аналитики считают, что заявления Макогона являются частью политической игры, а отказ от транзита российского газа не может быть осуществлен, так как пакет соглашений "Газпрома" и "Нафтогаза" подписан на 5 лет и, соответственно, устраивает обе стороны.

"Очень странные заявления со стороны украинского оператора, так как есть договор, он подписан и отступление от его исполнения будет считаться нарушением договора, а это дело подсудное. В чем заключается "программа оптимизации газотранспортной системы Украины", непонятно, но очевидно, что происходит отход от работы по европейским правилам. "Газпром" сейчас работает с Украиной по европейским правилам торговли газом, так что их очень сложно будет нарушить без последствий", — говорит аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева.

По ее словам, это больше похоже на внутриполитическую украинскую борьбу. "Замешаны две украинские компании — "Нафтогаз» и "Оператор ГТС Украины". На сайтах обеих нет ни слова про оптимизацию, работа ведется в обычном режиме", — отмечает она.

Несколько иначе оценивает заявление Макогона аналитик по нефтегазовому сектору "Атона" Анна Бутко: "Судя по тому, что сказал Макогон в интервью, кажется, он имеет в виду, что Украина готова и к худшему сценарию, в случае если Россия полностью откажется от транзита после окончания действия текущего контракта в 2025 году".

Она добавляет, что запуск "Северного потока-2" не означает полного прекращения транзита через Украину даже за горизонтом 2024, особенно если спрос на энергоносители в Европе начнет восстанавливаться. "Это, вероятно, будет вопросом дальнейших переговоров и экономической целесообразности", — резюмирует Бутко.

ОПТИМИЗАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА

Даже в условиях прекращения транзита российского газа, "оптимизировать" украинскую ГТС будет непросто.

"Основная функция украинской ГТС — транзит газа в Европу и снабжение украинских потребителей. Именно в такой последовательности. То, что они придумывают, это попытка изобрести квадратное колесо. Можно использовать хранилища, но отдельно от транзита это довольно сомнительная затея", — уверен замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Помимо прокачки российского газа в сторону Европы технически возможна прокачка европейского газа в сторону Украины, так называемый реверс, но это тоже в основном российский газ. Возможна прокачка американского СПГ, приведенного в стандарт трубопроводного. Это экономически нецелесообразно и потребует технических и экономических возможностей, которых пока нет. Как они появятся в текущих кризисных условиях, не вполне ясно, так как инвестиции замораживаются.

"Все это, естественно, не спасет Европу от дефицита газа, если "Северный поток-2" не построят в срок. Увеличение поставок американского СПГ по украинским трубам не сможет даже в минимальных объемах заменить российский газ. Нет столько технических возможностей для поставки газа из США – нет столько газовозов, а также компрессорных станций", — считает Лукичева.

ПЛОХОЙ МОМЕНТ ДЛЯ ГАЗОВЫХ ИГР

С помощью подобных заявлений Украина хочет надавить на Европу: ни реальные договорённости с "Газпромом", ни котировки российской компании от этого не пострадают.

"Газпром" оплачивает лишь использование мощностей, а объемы прокачиваемого газа могут идти или не идти (в 1 квартале объемы прокачки упали в два раза). Если спроса на газ со стороны Европы не будет, то он может не прокачивать совсем ничего. При этом бронь мощностей остается", — объясняет Лукичева.

"Котировки "Газпрома" не отреагировали на заявление. Я думаю, что заявление — часть политической игры и в текущих условиях не являются угрозой договоренностям двух стран", — считает ведущий аналитик ИК "Велес Капитал" Александр Сидоров.

По его словам, европейские страны тоже вряд ли втянутся в игру. "Европа участвовала в строительстве "Северного потока-2", активно его лоббировала и защищала от вмешательства США, которые впоследствии наложили санкции на компании, занимающиеся укладкой труб для этого проекта. Этот проект, в первую очередь, угроза доходам Украины, так как он будет отбирать газ, который шел бы транзитом через Украину, если бы "Северного потока-2" не существовало", — считает он.

Это же мнение разделяет Гривач. "Оппозиция "Северного потока-2" в Европе состоит из Польши и стран Балтии. И поддерживается она из США, заинтересованных в ограничении конкуренции за рынки сбыта. Другие страны Европы либо поддерживают проект, либо настроены нейтрально. Коронавирус в этой диспозиции ничего не поменял. Просто большинству игроков сейчас не до этого", — заключает эксперт.​

Автор: Надежда Афанасьева

Источник: ПРАЙМ, 09.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики