Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новое соглашение ОПЕК+ временно стабилизирует цены, но не решит всех проблем – эксперт

Новое соглашение ОПЕК+ временно стабилизирует цены, но не решит всех проблем – эксперт

Соглашение между Саудовской Аравией и Россией может сработать как временное, но в долгосрочной перспективе делать ставку на картель бесполезно, считает эксперт по энергетике Станислав Митрахович.

Конференция ОПЕК+ завершилась соглашением России и Саудовской Аравии о снижении объемов добычи нефти на 10 млн баррелей в сутки. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с Baltnews оценил плюсы и минусы данной сделки:

"Тут палка о двух концах. Было принято решение не рисковать. Но это решение как временное, может быть, и сработает. На текущих условиях это может нам помочь стабилизировать цены или, как минимум, удержать их от дальнейшего падения, но это не решение всех проблем. В долгосрочной перспективе делать ставку на картель бесполезно".

"Мы с вами все равно через какое-то время будем говорить: "А будут ли продлевать условия сделки, которая была согласована 9 апреля? А будут ли другие участники готовы продлевать?" То есть эта вечная проблема "А будут ли продлевать?" все равно останется", – отметил Митрахович.

По его словам, во-первых, внутри картеля участники всегда друг другу не доверяют, а во-вторых, завидуют тем, кто вне картеля.

"Вот мы с вами сокращаем, у нас картель, а вот там со стороны человек какой-то не сокращает. Получается ему лучше, чем нам. И поэтому вечно будет появляться вопрос: сохранять эту сделку или нет?" – пояснил эксперт.

"Безбилетные" США

Предполагалось, что к сделке должны были присоединиться "безбилетники", то есть те страны, которые не участвовали в ОПЕК+, но получали выгоды от того, что цены на нефть стабилизированы. Это такие страны, как США, Канада, Норвегия, Бразилия. Однако присоединения не произошло.

"Аргумент у США такой, что они не участвуют в сделке, потому что у них нет юридических возможностей ограничивать добычу. Да, это формально так. Но на самом деле в Америке десятилетиями существовал запрет на экспорт нефти из страны. То есть, если они десятилетиями не допускали экспорта нефти из страны кроме как в Канаду, получается, у них были методы, как ограничивать экспорт.

В Америке также можно налогами стимулировать одни компании участвовать, а другие не участвовать. В конце концов, можно же поменять законодательство. Кто вообще пишет законы? Законы пишут люди. Поэтому, если политики хотят поменять законы, они могут это сделать", – сообщил Митрахович.

Эксперт добавил, что США на это не пошли, руководствуясь тем, что они – сильная страна, у них есть резервная валюта, имеются технологии, а также возможность вводить санкции против оппонентов, аргументируя это тем, что у них есть финансовое доминирование.

"Другие страны такого себе позволить не могут, поэтому пусть другие слабые и сокращают. Вот это была их позиция, и, как видите, она в принципе сыграла", – отметил он.

"Большая двадцатка" сможет присоединиться?

Также эксперт рассказал, что на саммите G20 может обсуждаться сокращение добычи нефти другими странами:

"Другое дело, что сейчас будет обсуждаться на саммите "Большой двадцатки". Возможно, такие страны, как Америка, Канада, тоже сократят часть добычи. Потому что объективно такие низкие цены, как сейчас, не предполагают возможности для производителей поставлять нефть с выгодой для себя. Поэтому какое-то сокращение будет происходить, конечно".

"Было бы желательно, чтобы они это сократили не просто потому, что вот так пришлось, а потому, что это было общее соглашение и по документам. Ведь если они документы не подписывают, то в случае нормализации цен они, конечно, тут же добычу снова увеличат. И в этом смысле у них будет возможностей больше, чем у тех, кто подписал. Это минусы сделки", – заявил Митрахович.

Почему Россия пошла на сделку?

По его мнению, если бы Россия подождала еще немного, то некоторые более слабые страны сами начали бы сходить с дистанции.

"Минусы очевидны. Если бы мы потерпели чуть-чуть подольше, чем один месяц, то наши конкуренты стали бы сходить с дистанции. Африканские страны типа Алжира или Нигерии точно не смогли бы долго терпеть. А там дальше бы и в Америке пошла сокращаться добыча", – отметил эксперт.

Он добавил, что Россия пошла на сделку, чтобы не жить в условиях цены на нефть по 10 долларов за баррель. К тому же существовал риск скорого заполнения хранилищ, и добычу все равно пришлось бы сокращать.

"Сейчас же коронавирус: самолеты не летают, машины не ездят, потребление нефти сокращено, многие производства приостановлены. Соответственно, вскоре бы места в нефтехранилищах закончились, и все равно бы пришлось сокращать добычу практически всем странам. Лучше, конечно, это было сделать как-то скоординировано и с участием "безбилетников", но раз они не присоединились, то было принято решение не жить в условиях нефти по 10 долларов и скорого заполнения хранилищ и как бы попытаться все-таки цену поднять", – заключил Митрахович.

Источник: Baltnews.ee, 10.04.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики