Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: новые условия Польши по транзиту газа не повлекут серьезный конфликт для России

Эксперты: новые условия Польши по транзиту газа не повлекут серьезный конфликт для России

Отношения сторон обостряют судебные иски, однако опрошенные ТАСС аналитики не ожидают повторения украинского сценария переговоров

Срок действия соглашения по транзиту российского газа по территории Польши в страны Западной Европы истекает в середине мая. После этого Польша намерена отказаться от долгосрочного транзитного контракта с "Газпромом" и предоставить ему возможность бронирования мощностей газопровода "Ямал-Европа" на аукционах, что менее привлекательно для России.

Сложившаяся ситуация отчасти напоминает российско-украинский конфликт, который несколько лет пугал Европу вероятностью перебоев в поставках газа. Как и Украина, Польша заявила об отказе от российского газа после 2022 года. Отношения сторон также обостряют судебные иски. В конце марта польский энергетический концерн РGNIG заявил о выигранном арбитражном разбирательстве с "Газпромом" по ценам на газ. По данным польской компании, сумма компенсации составит $1,5 млрд.

Однако опрошенные ТАСС аналитики не ожидают повторения украинского сценария переговоров. По их мнению, с учетом текущего слабого спроса на газ в Европе сложившаяся ситуация вряд ли приведет к серьезному конфликту, ведь у каждой из сторон есть время и причины для нахождения компромисса.

Тарифный вопрос

Газопровод "Ямал-Европа" пропускной способностью около 33 млрд куб. м газа в год проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. В настоящее время собственником польского участка трубы является компания EuRoPol GAZ. Польская и российская стороны владеют в ней по 48%, еще 4% принадлежит компании Gas Trading S.A. При этом оператором участка трубы, как и всей газотранспортной системы Польши, является компания Gaz System.

О намерении пересмотреть отношения с "Газпромом" Gaz System сообщила летом прошлого года. Тогда компания объявила о проведении аукционов на мощности польского участка газопровода после завершения контракта с российским холдингом. Кроме того, Варшава разработала новый Сетевой кодекс, который будет действовать с мая и приведет к росту тарифа на прокачку газа.

Основной целью новых правил является повышение доходов от транзита. Ранее польские власти назвали "смешным" доход EuRoPol GAZ в 21 млн злотых в год (около $5,3 млн). При этом, по мнению экспертов, единственным потенциальным участником будущих аукционов может стать только "Газпром", поэтому Варшава в любом случае будет заинтересована в поддержании деловых отношений с Москвой.

"Сейчас Gaz System выставляет свободные мощности в газопроводе "Ямал-Европа" на месячных аукционах. Примерно по 120 млн кубометров в месяц. Но спроса на них нет, и аукционы признаются несостоявшимися", - отметил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

В то же время новые принципы формирования тарифа удивили экспертов. "Для бронирования на год тариф вырастет почти в три раза? на квартал - в полтора, а на месяц - всего на 20%. Получается, что бронировать мощности на долгосрочной основе нет никакого смысла. Хотя нельзя исключать, что польская сторона придумает какие-то ограничения для участия в аукционе, что приведет к необходимости судиться", - добавил Гривач.

Никакой спешки

Для России в настоящее время польский маршрут привлекателен. "Уровень загрузки "Ямал-Европы" стабильно высок: средний за последние 10 лет - 97%, и даже в первые два месяца этого непростого для газового рынка 2020 года уровень его утилизации составляет 100%", - отметила директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. Действующий транспортный тариф ($8,9 за 1 тыс. кубометров) также достаточно конкурентоспособен, особенно по сравнению с украинским маршрутом ($31,7/тыс. куб. м), добавляет эксперт.

В пользу этого маршрута поставок газа в Европу также говорит и задержка в строительстве газопровода "Северный поток - 2", который идет в Германию по дну Балтийского моря.

В то же время на фоне снижения потребления газа в Европе и наличия других маршрутов поставок острой необходимости достигать окончательного соглашения с Польшей в мае у России нет. "Не факт, что сразу после истечения действия текущего контракта "Газпром" начнет участвовать в бронировании мощностей - есть риск, что труба будет "сухой" до начала осенне-зимнего сезона", - предположил директор отдела корпораций международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

По мнению Гривача из Фонда национальной энергетической безопасности, сложности в переговорный процесс вносит и политический фактор. "Переговоры о контракте в сложившихся политических условиях мало реальны. Правящая партия Польши не может слезть с конька антироссийской риторики", - отмечает эксперт.

На этом фоне некоторые аналитики полагают, что в перспективе "Газпром" может сделать польский маршрут резервным, особенно с учетом имеющейся договоренности с Украиной на принципе "качай-или-плати" (когда оплата транзита осуществляется в объеме забронированных мощностей вне зависимости от фактической прокачки). В частности, к такому выводу пришли эксперты Оксфордского института энергетических исследований.

Оптимальным для России вариантом договоренности, по мнению Беловой из VYGON Consulting, является сохранение половины (порядка 15-17 млрд куб. м) текущих мощностей системы на среднесрочной основе (три - пять лет). Остальные объемы можно бронировать на более короткие сроки, исходя из потребностей российской компании в польской системе.

"Чем меньше взаимно упираться, тем быстрее можно договориться. Я думаю, что перспективы договориться есть", - заключил Алексей Калачев из "Финам".

Автор: Елена Давыденко

Источник: ТАСС, 10.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики