Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко снова заговорил про пересмотр цены на газ. Но так ли это выгодно?

Лукашенко снова заговорил про пересмотр цены на газ. Но так ли это выгодно?

Президент высказал желание покупать газ по европейской цене – ниже 100 долларов за тысячу кубометров.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в понедельник вновь поднял вопрос цен на российский газ. Соответствующее заявление он сделал в контексте возможной помощи от России в адрес республики.

"Если хотите помочь, сделайте нам мировую цену по природному газу. Сегодня в Европе природный газ Россия продает по $80, не выше $90 за тысячу кубометров. А мы платим $127. Где такая цена сегодня есть? Вот хотите помочь, помогите. Ни денег, ничего не просим. Зачем с нас шкуру драть?" – сказал Лукашенко на совещании по ситуации с коронавирусом.

Ранее о возможном пересмотре договора заявляло и Минэнерго Беларуси, однако конкретики пока не приводилось.

Менять не цифры, а формулу

Прокомментировать возможность изменения газовых договоров Sputnik попросил ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова.

"На самом деле, Россия готова была бы пойти на изменение контрактной цены, но именно на изменение формулы ценообразования. Если Беларусь сейчас хочет перейти на такие же цены, как в Европе, то, я думаю, вполне "Газпром" может заключить новый контракт, если сам Минск на этом будет настаивать – с полной привязкой к европейским ценам", – высказался он.

По словам собеседника агентства, у "Газпрома" есть два типа контрактов: в одних больше превалирует привязка к спотовым хабам, то есть рынку краткосрочных контрактов, в других – привязка к нефтяным ценам. Оба варианта, по мнению Юшкова, "Газпром" готов рассмотреть, если Минск захочет так сделать.

Эксперт напомнил: существующая цена на газ для Беларуси привязана к внутренней российской цене – по Ямало-Ненецкому округу.

"И на этом настаивал сам Минск, когда продавал свою газотранспортную систему "Газпрому". Она была продана за пять миллиардов долларов, и был заключен контракт на газ", – напомнил аналитик.

В Ямало-Ненецком округе – самая низкая цена на газ в России, именно к ней привязана цена для республики.

"Но в этом же контракте есть еще три составляющие: стоимость доставки от Ямала до Беларуси, посчитанная в долларах. Именно этот пункт и создает такие высокие цены, о которых говорит Минск", – сказал Юшков и добавил, что остальные пункты не такие значительные, основное увеличение именно стоимость доставки.

Цены, как в Европе

Сегодня с учетом доставки, по его словам, цена на газ превышает 150 долларов, но по дополнительному соглашению она снижена на весь год до 127 долларов за тысячу кубометров.

"Газпром" может пойти на изменение контракта и привязать к европейским ценам. Но при этом у такого контракта будет ряд минусов. Если сейчас цена весь год одинаковая, то в Европе она будет меняться", – констатировал собеседник Sputnik.

Действительно, в прошлом и нынешнем году цены на газ в Европе низкие, в марте опустились ниже 100 долларов. По словам Юшкова, низкие цены, о которых сказал Лукашенко – не все, что есть в Европе. Факторами же снижения стоимости являются и теплая зима, и большое количества газа в хранилище, и ряд других. Двумя годами ранее цены превышали 200 долларов.

"Газпром" готов, я думаю, заключить контракт (с такой формулой – Sputnik). Вопрос в том, готова ли на такое Беларусь, потому что если цены на газ пойдут вверх в Европе, то и цена для Беларуси тоже будет подниматься", – сказал он.

Как предположил Юшков, в Беларуси могут хотеть оставить формулу договора с фиксированной ценой, но само число снизить.

"Вот на это "Газпром" не пойдет, он не будет менять саму цифру. Он готов менять формулу, но не фиксированную цену", – отметил эксперт и добавил, что нужно выбирать.

По словам аналитика, есть у "европейского" типа контрактов ряд плюсов, однако и минусы. "Я сомневаюсь, что Беларусь пойдет на подписание стандартного европейского договора на поставку газа", – заключил он.

Источник: Sputnik Беларусь, 13.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики