Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович назвал газовые требования Белоруссии обычным поведением покупателя

Митрахович назвал газовые требования Белоруссии обычным поведением покупателя

Белоруссия постоянно требует у России газовые премии, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия продолжает требовать скидку на газ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заметил, что Россия в качестве помощи его стране в период пандемии коронавируса могла бы снизить до мировой цену на газ.

Теперь Минск требует поставлять в Белоруссию газ за 80-90 долларов за тысячу кубов, а не за 127 долларов, как это выходит по долгосрочному контракту. Лукашенко также отметил, что его страна не требует у России денег, но просит не «драть последнюю шкуру». В виде последнего имеется в виду цена по долгосрочному контракту.

На самом деле этот спор между Москвой и Минском по ценам на нефть и газ носит вечный характер – требования скидки являются любимой риторикой как Лукашенко, так и белорусских чиновников. Только если раньше в Белоруссии ссылались к ценам в российской Смоленской области, то теперь это спотовые котировки в Евросоюзе.

Цены на газ действительно снизились в Европе и в мире, что сильно ударило по прибылям компании «Газпром», но требования Минска все равно являются необоснованными и чрезмерными.

«Газ Белоруссии нужен как для электрогенерации, так и для промышленности. Газ – это универсальное сырье, поэтому он может много, где использоваться. Это не только топливо, но и химическое сырье. Что касается мировых цен, о чем любят говорить наши белорусские партнеры, то их не существует. Они сегодня сильно различаются в разных регионах мира. В США они крайне низкие, в России – так же относительно низкие. В Евросоюзе они тоже низкие, но несколько выше, чем на внутреннем рынке США и России», - констатирует Митрахович.

Сегодня в мире период низких цен на газ, но это не означает, что они везде одинаковые, из-за чего данные претензии Белоруссии не являются состоятельными.

«Вопрос с том, с кем сравнивать. В Азии, например, цены долгое время были выше, чем в Евросоюзе, но на текущий момент азиатская премия сдулась. Вопрос в том, какие именно Лукашенко хочет цены. Если он хочет такие же цены, как на спотовом рынке ЕС, то это не то же самое, что долгосрочный контракт», - заключает Митрахович.

В рамках долгосрочных контрактов цены выше, чем на европейском спотовом рынке, поскольку они привязаны к нефти. Последняя сегодня упала, но здесь существует известный временной лаг.

«Та формула цены, которая используется для поставок газа в Белоруссию, является для Минска выгодной. Просто надо смотреть на процесс не в моменте, а как она развивается. Ведь не всегда газ является дешевым, не всегда дорогим, а иногда могут случиться коронавирусные ограничения на рынке», - резюмирует Митрахович.

Станислав Павлович полагает, что раз Лукашенко смотрит на спотовые цены в ЕС, то никто ему не мешает оттуда импортировать газ. Схожую риторику Минск выдерживал недавно по нефти, но это ничем не закончилось.

«Просто у Белоруссии реально нет других вариантов, кроме как импортировать газ из России, поэтому все эти жалобы смотрятся странно. Я думаю, что это отражение трений между нашими странами, причем в первую очередь по нефти. Данная дискуссия не закончилась, поэтому переносится и на газовую сферу», - заключает Митрахович.

Россия и Белоруссия договорятся

В Белоруссии любят использовать тему отношений с Россией в разной политической риторике – об этом не забыли даже в случае с коронавирусом. Все это говорит о том, что Минск сильно зависит от Москвы и от объема ее помощи.

Вряд ли Россия пойдет здесь на газовые уступки белорусам, поскольку они не являются обоснованными. Москва и Минск заключили долгосрочный контракт, условия которого были крайне выгодными для Белоруссии, поэтому в рамках газовых отношений они должны исходить из ранее заключенной нормативной базы.

«Все это является отражением нефтяных споров и проблем в сфере интеграции наших государств, где Москва и Минск пока не договорились. Настрой от этого перешел и на газовую сферу, а что касается самого президента Белоруссии, то на днях он раскритиковал новостные материалы российского Первого канала», - констатирует Митрахович.

Поэтому к такой риторике Минска в Москве давно привыкли. Это никак не влияет ни на качество наших двусторонних отношений, ни на реализацию их газового компонента.

«Перед нами совокупность целого ряда факторов, а так цены на газ в Европе некоторое время реально будут низкими, но Белоруссия не сможет купить там газ. Для этого ей нужна инфраструктура», - резюмирует Митрахович.

Как полагает эксперт, к такой риторике нужно относиться спокойно, хотя бы по той причине, что если убрать за скобки союзный характер отношений России и Белоруссии, то покупатель всегда ведет себя так.

«Это стандартная ситуация для рынка, а если брать российско-белорусский контекст, то проблема будет разрешена путем реанимирования союзного государства России и Белоруссии. Там уже будет совсем другой контекст. Еще не надо забывать про Евразийский союз. Здесь нефтегазовые вопросы пока изъяты, т.е. они не являются частью интеграционных процессов внутри ЕАЭС», - заключает Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики