Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск добивается скидки на газ: о чем могут договориться Беларусь и Россия

Минск добивается скидки на газ: о чем могут договориться Беларусь и Россия

Беларусь намерена пересмотреть цену на поставки российского газа. Чтобы добиться снижения тарифов, в апреле 2020 г. Минск подключил к диалогу с «Газпромом» Ереван, однако переговорные позиции Армении отличаются от белорусских. Тем временем, в России не спешат с публичными заявлениями: пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков переадресовал поиск компромисса экспертному сообществу стран ЕАЭС. Какими аргументами обладают Армения и Беларусь в пользу снижения газовых цен и о чем они могут договориться с российским поставщиком, проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Еще не успел завершиться российско-белорусский спор об условиях поставки нефти, как начинается новый – о цене на поставляемый газ. Москва и Минск дискутируют о цене на газ, пожалуй, даже дольше, чем по условиям торговли нефтью. И сейчас мы видим очередной эпизод этого сериала.

Белорусская позиция исходит из того, что внутри ЕАЭС цены на газ должны быть стандартизированы. Это должно привести к тому, что цена для Беларуси должна быть как в Смоленской области, плюс стоимость доставки до границы республики. Российская сторона подобную аргументацию не принимала. 20 декабря 2020 г. Владимир Путин заявил, что приравнивание цен для Беларуси к цене на газ в Смоленской области является «странноватым», так как тариф на газ в Смоленской области и так является самым «дотационным». При этом он подчеркнул несопоставимость дотирования субъекта РФ с объемом потребления в 2 млрд куб. м. в год и соседнего государства с объемом потребления 20 млрд куб. м.

Третий – не лишний 

Беларусь подготовилась к диалогу о снижении цены. 31 марта 2020 г. лидеры Беларуси и Армении провели телефонные переговоры, в ходе которых, по сути, скоординировали свои действия по диалогу с «Газпромом» по вопросам цены на газ. В официальном пресс-релизе администрации президента Беларуси было отмечено, что «Александр Лукашенко и Никол Пашинян констатировали завышенный уровень цен на природный газ, отметив, что он, очевидно, не соответствует мировому уровню и складывающейся ситуации в целом». В тот же день вице-премьер армянского правительства Мгер Григорян отправил письмо главе «Газпрома» Алексею Миллеру с просьбой начать переговоры о снижении цены.

Выступая «единым фронтом», Армения и Беларусь укрепляют свои переговорные позиции в диалоге с «Газпромом» по вопросам цены на поставляемый газ. Однако шансы Армении на улучшение своих позиций выглядят лучше.

Во-первых, цены на газ на границе Грузии и Армении сейчас выше, чем цена продажи российского газа Беларуси. У Армении – $165 за тыс. куб. м., а у Беларуси – $127. То есть, Армения может сторговаться с Россией о понижении цены хотя бы до белорусского уровня. Во-вторых, «Газпром» владеет ЗАО «Газпром Армения», которая и занимается реализацией газа в республике. Эта структура подала заявку в Комиссию по регулированию общественных услуг республики (КРОУ) на повышение тарифа для потребителей, мотивируя это тем, что с 1 января цены на границе поднялись со $150 за тыс. куб. до $165. «Газпром» может отказаться повысить тариф для конечных потребителей, но оставить цену продажи своей дочке в республике. С Беларусью переговоры по цене на газ явно будут проходить сложнее.

Особенности ценообразования 

Цена для Беларуси определяется двумя документами:

1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь (с изменениями на 2 марта 2020 года);

2) Протоколом между Правительством Республики Беларусь и публичным акционерным обществом «Газпром».

В первом документе описано, как определяется цена на газ для Беларуси. Стоит учесть, что Соглашение подписывалось при продаже белорусской газотранспортной системы «Газпрому». Суммарно российский концерн заплатил за 100% «Белтрансгаза» $5 млрд. Новый договор на поставку газа позволил Беларуси много лет покупать газ по ценам ниже европейских. Это происходило за счет принципиально иной формы ценообразования в коммерческом контракте. Цены на газ для Беларуси привязывались к внутрироссийским.

Формула до настоящего времени имеет вид: тариф на газ в ЯНАО (самые низкие тарифы на газ в РФ) + стоимость доставки от Ямала до границы России и Беларуси (3262 км) + стоимость хранения в подземных хранилищах газа + маркетинговые расходы. Существенное повышение цены получается за счет того, что стоимость доставки считается в долларах.

юшк1.png

Источники: Белстат, Газпром

Примечание: Фиксированная цена в $127 за тыс. куб. м. в 2019 и 2020 гг. отображается в статистике Белстата как $130 тыс. куб. м. из-за особенностей методологии учета. Данные о цене на газ, продаваемый «Газпромом» в 2019 г. в Европу, приведены как средний показатель за III квартал 2019 г.

По коммерческому контракту стоимость газа для Беларуси в настоящее время составляет около $152 за тыс. куб. м, но по протоколу между Правительством Республики Беларусь и ПАО «Газпром» фиксируется до конца 2020 г. на уровне $127 тыс. куб. м. Причем эта цена была утверждена 14 февраля 2020 г.

Почему Европа покупает газ дешевле? 

2 апреля Лукашенко в интервью телерадиокомпании «Мир» выразил мнение о том, что российский газ для Беларуси должен стоить $40-45 за тыс. куб. м. Белорусский президент ссылается на установившиеся в Европе низкие цены. Действительно, на газовых рынках ЕС сейчас «идеальный шторм»:

– в 2019 г. все готовились к прекращению транзита газа через Украину и заполняли подземные хранилища, а прокачка в итоге продолжилась;

– зима 2019/2020 оказалась очень теплой, что привело к тому, что Европа вышла из отопительного сезона с полными ПХГ;

– в 2019 г. в мире было введено рекордное количество (по объему производства) количество заводов СПГ, что усилило переизбыток предложения;

– теплая зима и спад потребления в Азии из-за коронавируса привели к перетоку поставок СПГ с азиатских рынков в Европу;

– падение цен на нефть вскоре приведет к понижению цен на газ по контрактам с нефтяной привязкой (у «Газпрома» довольно много таких контрактов).

По итогам торгов на голландской TTF 16 апреля стоимость газа составила $69,8 за тыс. куб. м. Средний индикатор стоимости российского газа в Европе также находится на уровне менее $100 за тыс. куб. м. В марте этот показатель был на уровне $97 за тыс. куб. м. Учитывая, что в долгосрочных контрактах «Газпрома» цены на газ меняются вслед за ценами на нефть с лагом 6-9 месяцев, то, как минимум, до конца 2020 г. стоимость газа на европейском рынке будет очень низкой. Таким образом, в краткосрочной перспективе Минску выгодно требовать понижения цены, апеллируя к уровню европейских цен.

В поисках компромисса 

Вполне возможно, что Россия пойдет навстречу Беларуси в вопросе цены на газ. Но вопрос будет стоять о заключении нового стандартного для европейского рынка долгосрочного контракта с привязкой к стоимости газа на спотовом рынке ЕС. Однако вряд ли на такое согласится Минск.

Вполне логично, что Беларусь хочет минимизировать свои затраты на покупку газа и просто взять нынешние низкие цены на спотовом рынке Европы, отнять от них стоимость доставки из России и зафиксировать так же, как сейчас зафиксированы нынешние $127 за тыс. куб. м. Естественно, что российская сторона на это не согласится. В случае заключения стандартного европейского контракта никто не будет отнимать от биржевых цен стоимость доставки из России в Европу, ведь на то он и есть рынок, чтобы никого не интересовали ваши расходы на доставку.

Цена формируется как баланс спроса и предложения, и цена для Беларуси в стандартном европейском контракте будет меняться вслед за изменением ситуации на рынке.

Выше уже показано, что до 2020 г. цена газ для Беларуси была ниже, чем в Европе. Да, вероятно и в 2020 г., и даже в 2021 г. на европейском рынке цена на газ будет держаться на низком уровне. А что будет, если через пару лет цены на газ в Европе уйдут выше $200 за тыс. куб. м? Забудем о том, что Минск просил дать ему европейскую цену и вернемся к разговорам про стоимость газа в Смоленской области? Беларуси нужно оценить перспективы изменения цен на европейском рынке и остановиться на одном варианте формулы ценообразования: либо с привязкой к российским тарифам, либо к европейским хабам. Челночное ценообразование не сработает.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 19.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики