Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Французов позвали строить белорусскую АЭС

Французов позвали строить белорусскую АЭС

Предстоящий визит президента Белоруссии Александра Лукашенко в Москву, который должен решить многочисленные проблемы, в том числе сотрудничество в сфере атомной энергетики, готовится по привычному сценарию. По мнению экспертов, последние несколько недель Минск сознательно создает дополнительное напряжение в двусторонних отношениях, чтобы получить новые козыри, с помощью которых можно было бы выторговать новые льготы и преференции в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией.

В пятницу первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на встрече с госсекретарем по европейским делам МИД Франции Пьером Лелушем официально предложил французской компании Areva участвовать в строительстве АЭС на территории Беларуси.

«Зная опыт французских компаний в области ядерного строительства, атомных станций, мы предполагаем возможное участие, например, такой компании, как Areva, в реализации этого проекта в Беларуси. Двери открыты», – заявил Семашко.

Лелуш не остался в долгу, подчеркнув, что Франция полностью поддерживает желание Минска модернизировать свою экономику, сохранив при этом независимость. «Беларусь должна вернуться в свою семью, а ее семья – это Европа», – философски заметил он. Какая судьба в этом случае ждет другую «семью» Беларуси – союз с Россией, французский чиновник уточнять не стал.

Впрочем, дальше обмена любезностями французско-белорусское сотрудничество в сфере мирного атома пока не идет. Напомним, что Минск планирует построить АЭС мощностью около 2,4 тыс. МВт по российскому проекту «АЭС-2006» в Гродненской области. Ввод первого энергоблока ожидается в 2016 году, второго – в 2018 году.

Генподрядчиком строительства Белорусской АЭС стал российский «Атомстройэкспорт». Цена проекта составляет около 9 млрд. долл. Большую часть средств в виде госкредита на строительство должна предоставить Россия. Для гарантий возврата вложенных средств Россия предлагает создать совместное предприятие, которое займется сбытом электроэнергии. Ранее предполагалось, что межправительственное соглашение по строительству АЭС в Белоруссии будет заключено до конца первого полугодия 2010 года и до конца года стороны смогут выйти на подписание генерального соглашения. Однако позиция Минска, рассчитывающего получить кредит не только на строительство АЭС, но и социально-бытовой сферы, строительной и инженерной инфраструктуры станции, не встретила понимания Москвы.

В этой связи белорусское руководство предприняло несколько попыток найти если не полную альтернативу участию в строительстве АЭС российской компании, то хотя бы привлечь соинвесторов из других стран. В частности, 24 марта на встрече с зампредседателем КНР Си Цзиньпином президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь готова сотрудничать с Китаем во всех сферах, в том числе в строительстве АЭС.

Этот демарш вызвал жесткую реакцию Москвы. Российский посол в Беларуси Александр Суриков 31 марта на пресс-конференции в Минске заявил, что Россия может пересмотреть условия своего участия в этом проекте. «Мы не хотим делиться с молодыми китайскими фирмами. Если они будут участвовать, то российская сторона предложит пересмотреть некоторые моменты», – отметил Суриков, добавив, что одним из вариантов может стать строительство Россией самой АЭС, а другой стороной – строительство инфраструктуры.

«У «Росатома» и «Атомстройэкспорта» нет проблем с белорусскими партнерами по вопросу строительства АЭС. Но они есть у белорусов с нашим Минфином, который отказывается выделять кредит на возведение инфраструктуры», – говорит эксперт, близкий к атомной отрасли России. Попытки Минска найти замену «Атомстройэкспорту» он не считает серьезными. Ранее белорусы уже пытались привлечь в проект и американцев, и китайцев, и тех же французов – никто не пришел. Впрочем, дальнейшие задержки с выдачей госкредита Россией могут сказаться на сроках начала строительства, а следовательно, и ввода первой очереди АЭС. Не факт, что до конца текущего года все формальности будут выполнены, полагает эксперт.

В свою очередь, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов утверждает, что России проект Белорусской АЭС вообще невыгоден. Польша, Литва, Белоруссия и Калининградская область в ближайшие годы планируют построить четыре атомные станции. Правда, пока началось строительство только Калининградской АЭС, остальные все под вопросом. Но если эти проекты действительно будут реализованы, то в регионе появится избыток электроэнергии. Таким образом, делает вывод Симонов, Москва объективно не заинтересована в строительстве Белорусской АЭС, которая превратится в конкурента Калининградской АЭС. Лукашенко же привычно готовит почву для торга на будущих переговорах в Москве с президентом Дмитрием Медведевым. Он действует в своем привычном стиле, шантажируя ЕС – Россией, Россию – Венесуэлой и Китаем. «Мы сами научили его этому. Лукашенко тонко чувствует, что заявления российского руководства о прагматизме в торговле с Белоруссией до конца не реализуются. Но в данном случае он заигрался и может похоронить проект строительства АЭС, который Москве по большому счету не нужен», – убежден Симонов.

Автор: Игорь Наумов

Источник: Независимая газета, 04.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики