Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему нефтепереработке не хватает инвестиций

Почему нефтепереработке не хватает инвестиций

Состояние и перспективы нефтеперерабатывающей отрасли обсуждались в ходе состоявшегося в Санкт-Петербурге международного форума «ТЭК». К нему оказалось приуроченным исследование российского Фонда национальной энергетической безопасности по тенденциям в переработке энергосырья. Основные выводы упомянутых форума и исследования схожие.

А именно: отечественный рынок нефтеперерабатывающих технологий пока «обделен» капиталовложениями из-за прежней ориентации на вывоз нефтяного сырья и его полуфабрикатов. А экспорт сырья окупает инвестиции в добычу намного быстрее в сравнении с окупаемостью инвестиций в переработку нефтяного сырья. Поэтому в объеме производства нефтепродуктов 15,2% — доля бензина, а мазута — по-прежнему треть, хотя в развитых странах и странах — членах ОПЕК доля бензина в производстве нефтепродуктов — более 35%.

На этой ситуации, как и на рентабельности капвложений в переработку, сказывается и то, что основные НПЗ существенно удалены от добывающих районов (часто — на расстояние в 1500 км и более). Высокие же затраты по внутренним перевозкам нефти снижают рентабельность отрасли. Поэтому нефтяной комплекс страны ориентируется прежде всего на экспорт сырья, особенно это характерно для приграничных месторождений. Да и сеть магистральных трубопроводов сориентирована еще с 1970-х годов, опять-таки на экспорт.

Эти факторы привели к тому, что глубина нефтепереработки в России ныне 72%. Хотя в индустриальных странах — 90–95%, в регионе ОПЕК — 85–90, в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Узбекистане — минимум 75%.

По данным генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, «средний возраст оборудования в нашей нефтепереработке — около 40 лет. А нефтяные компании неохотно вкладываются в переработку: своих денег жаль, кредиты в РФ, как правило, в 14–15% годовых против 4–5% на Западе. Нефтеэкспортные же деньги в основном уходят на непомерные дивиденды. Это усгубляет технологическую отсталость». Нужно, по словам К.Симонова, чтобы государство даже принуждало уменьшать выплаты дивидендов и вкладываться в R&D (исследование и развитие). Может, потребуются законодательные нормы: глубина переработки — не менее стольких-то процентов, дивиденды — максимум столько-то.

Схожее мнение у завкафедрой «Химия и технология нефти и газа» Тюменского нефтегазового университета профессора Ромена Магарила: «Если бы Россия экспортировала не нефть, а продукты ее переработки, то при тех же „нефтесырьевых“ доходах объем экспорта сократился бы вдвое. Но это невозможно: качество отечественных нефтепродуктов сильно отстает от уровня развитых стран». Как отметил ученый, «хотя правительство утвердило топливный техрегламент, предполагающий переход к 2012 году к горючему европейского уровня, это требует громадных инвестиций (свыше $20 млрд в текущих ценах. — Прим. ред.), которых пока никто не делает».

А по перспективам инвестирования в развитие НПЗ мнения разделились. Губернаторы многих субъектов Федерации полагают, что целесообразнее сперва реконструировать действующие заводы. Так, по мнению Олега Бетина, губернатора Тамбовской области, «наверное, в России выгоднее проводить модернизацию действующих производств, чем строить в чистом поле что-то новое».

Автор: Алексей Чичкин

Источник: Российская газета, 06.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики