Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил, может ли обычный человек купить баррель нефти и получить за него доплату

Эксперт объяснил, может ли обычный человек купить баррель нефти и получить за него доплату

Кризис перепроизводства привел к тому, что фьючерсы американской нефти WTI теперь можно приобрести с доплатой, однако обычному человеку все равно не удастся стать обладателем черного золота. Об этом «ПолитРоссии» рассказал эксперт в области энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Нефть с доплатой

Вечером минувшего понедельника, 20 апреля, стоимость ближайшего фьючерса на нефть марки WTI упала на рекордные для себя 315,87 %, составив минус 40,32 доллара за баррель. По состоянию на 21 апреля ситуация несколько успокоилась, и в какой-то момент стоимость фьючерса даже поднялась до 1,1 доллара за баррель, однако в дальнейшем снова ушла в минус. Параллельно с этим снижение продемонстрировала также нефть и других сортов – таких как Brent или российского Urals.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, мировой рынок нефти ожидаемо рухнул на фоне кризиса, который только усугубился пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. В ситуации, когда многие предприятия прекратили свою работу, и даже поездки на автомобилях теперь совершаются значительно реже, нефть на рынке просто оказалась невостребованной.

 

«Нужно понимать, что в мире существует глобальное перепроизводство нефти при падающем спросе. Из-за коронавируса в мире остановлены многие производства, люди сидят в домах и не ездят на работу, не летают самолеты. Самолеты – это вообще примерно одна десятая часть от мирового потребления нефти. То есть когда все это стоит, нефть не нужна. Если самолет стоит в ангаре, вы же не можете облить его нефтью, чтобы как-то ее продать», – объясняет эксперт.

 

По его словам, сейчас нефть запасается в хранилищах, в которых скоро закончится место. По разным оценкам, их окончательная заполняемость – это вопрос месяца или двух, а в некоторых странах и нескольких недель. Именно поэтому и возникает ощущение того, что нефть сегодня в мире никому не нужна, что и является одной из главных причин текущего кризиса. В то же время, текущая ситуация в большей степени является отражением «неполадок» в самом механизме биржевых торгов в Америке на конкретную нефть. В данном случае – на WTI.

 

«Если говорить коротко, были спекулянты, которые играли на рынке сделок-пари относительно будущей стоимости нефти. Эти сделки-пари называются фьючерсами. Когда игра заканчивается, и происходит так называемая экспирация сделки, фьючерс из сделки-пари превращается в поставочный фьючерс, то есть его нужно реализовывать на практике. То есть, если спекулянт купил нефть по 30 долларов, ему нужно физически получить эту нефть в танкере и доставить в хранилище, места в которых дорожают. Плюс не забывайте о том, что транспортные услуги тоже стоят немалых денег. В итоге получается, что спекулянту нужно доплачивать за аренду транспорта и хранилища», – рассказывает Станислав Митрахович.

 

Именно отсюда и идут эти безумные цены, уходящие в минус – держателям бумаг проще потерять тридцать или сорок долларов, «скинув» фьючерсы, чем заморачиваться насчет транспортировки и хранения.

Обычному человеку нефть не нужна

Любые резонансные колебания на биржах традиционно вызывают повышенный интерес со стороны рядовых граждан. Так, обвал цен на российском фондовом рынке в середине марта побудил многих россиян заинтересоваться покупкой ценных бумаг отечественных и иностранных компаний. Аналогичного интереса стоит ожидать и к нефти, однако с ее покупкой у рядового физлица могут возникнуть проблемы.

 

«Физическому лицу, то есть обычному человеку, купить нефть на бирже нельзя – для этого нужно будет воспользоваться услугами брокера. Но даже в таком случае вы купите лишь фьючерс. В текущей ситуации действительно можно будет получить доплату, но какой в этом смысл, если срок майских фьючерсов подходит к концу, и вы не продадите его выгодно. Плюс никто не гарантирует, что цены на июньские фьючерсы также не полетят вниз», – объясняет Станислав Митрахович.

 

Стоит отметить, что на момент написания материала июньский фьючерс на нефть марки WTI также начал падение. В начале дня он колебался в районе 20,5 доллара за баррель, однако впоследствии до отметки в 11 долларов.

 

«Если же вас интересует физическая нефть, то здесь ситуация еще сложнее, поскольку держателям бумаг сырая нефть не поставляется. Теоретически можно договориться с одним из поставщиков и купить у него с рук, допустим, бочку нефти, но опять встанет вопрос ее хранения и транспортировки, которые обычному человеку не так-то и просто решить. А цены на физическом рынке существенно отличаются от биржи – там никаких доплат нет. Ситуация с WTI связана исключительно со спецификой биржевой торговли и спекуляциями в Америке. Физическая торговля нефтью продолжает идти. Она по-прежнему производится и перевозится. У нас каждый день заключаются физические контракты на поставку нефти Urals в Европу. И отрицательных цен там нет – они низкие, но все-таки реальные», – объясняет эксперт.

 

Стоит отметить, что эксперимент по покупке сырой нефти пыталась провести в 2015 году журналистка американского издания Трейси Эллоуэй. Связавшись с трейдерами, женщина узнала, что обычному человеку нефть не нужна – она практически бесполезна в необработанном виде, а также токсична настолько, что способна нанести урон здоровью. В итоге журналистке удалось приобрести лишь небольшую пластиковую бутылку с нефтью в качестве сувенира.

Ранее аналитики американского издания OilPrice рассказали, как России удается выдавливать США с азиатских рынков природного газа.

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 21.04.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики