Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: правительство не пойдет на отмену демпфера для снижения цены бензина на АЗС

Эксперты: правительство не пойдет на отмену демпфера для снижения цены бензина на АЗС

Аналитики заявили, что такое решение приведет к огромной потере бюджета

Опрошенные ТАСС эксперты объяснили, почему правительство России вряд ли согласится пойти на предложенную лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым идею спровоцировать снижение стоимости топлива на заправках за счет временной остановки работы демпфера - механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты. По мнению аналитиков, такое решение приведет к огромной потере бюджета и как следствие ограничит возможности государства для выполнения социальных обязательств.

Демпфирующий механизм был введен 1 января 2019 года, чтобы сдержать рост цен на заправках из-за резкого увеличения стоимости нефти.

Для мировой экономики это первый опыт такого регулирования. В обычных условиях волатильность на рынке резко толкает стоимость топлива в ту или иную сторону, но правительство России взяло на себя обязательство удерживать цену на бензин и дизель на АЗС в пределах роста инфляции. Достигается это за счет того, что при высокой стоимости нефти НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких - наоборот должны платить государству сверхприбыль.

Какие доводы "за"?

Эксперты указали, что приостановка работы демпфера действительно приведет к падению цены топлива как в опте, так и в рознице. По подсчетам главного экономиста VYGON Consulting Сергея Ежова, при текущих котировках такое решение может простимулировать падение стоимости литра бензина на 15 рублей, дизельного топлива - на 13 рублей.

Тем не менее эффект на цену в розницу от приостановки работы демпфера может быть не полным, так как АЗС выживать становится все сложнее. По данным Минэнерго, в России с начала апреля резко снизился спрос на бензин - порядка на 40-50%, а на дизельное топливо - на 30%.

"Да, в этом случае цену скорее всего снизят, так как конкуренцию на рынке еще никто не отменял. Но надо понимать, что у АЗС очень сильно упали продажи, а издержки остались: аренда, платежи, налоги, проценты по кредитам, необходимость платить зарплату, поэтому розница будет реагировать в меньшей степени, чем опт. Но снижение ожидать все-таки стоит", - считает аналитик.

По мнению Калачева, решение об отмене демпфера поддержит нефтяников, транспортные компании, а также те слои населения, которые продолжают в условиях изоляции ездить на автомобилях.

Какие доводы "против"?

Миронов в среду заметил, что глава Минэнерго Новак не поддержал предложение "Справедливой России" о приостановке работы демпфера, поэтому лидер фракции обещал обратиться с этим вопросом уже напрямую к президенту России. Министр энергетики в тот же день заметил, что российские нефтеперерабатывающие заводы в результате работы демпфера перечислят в бюджет дополнительно порядка 1 трлн руб. в год при цене нефти в $20 за баррель, поэтому если будет принято решение об остановке работы механизма, бюджет может потерять огромную часть своих доходов.

Ежов подсчитал, что при текущих котировках и с учетом падения потребления демпфер приносит бюджету порядка 60-70 млрд рублей в месяц. "При приостановке демпфера на два месяца потери бюджета в текущих условиях составили бы 120-140 млрд рублей", - заметил он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заметил, что отмена демпфера действительно привела бы к падению цены топлива на АЗС, но из-за этого пришлось бы резать другие статьи бюджета. "По закону круговорота денег в государстве мы пришли бы в итоге к ситуации, когда сэкономленные на заправке деньги бюджетники не увидели бы в своей зарплате", - заметил он.

Другая причина нежелания Минэнерго идти на этот шаг заключается в том, что правительство довольно долго и болезненно шло к выработке этого механизма. Эксперт подчеркнул, что после восстановления спроса запустить его снова будет очень сложно, а без демпфера рост цен на нефть снова приведет к резкому удорожанию топлива на АЗС.

"Допустим, пройдет год. Цена на нефть восстановится, стоимость бензина и дизеля снова начнет скакать вверх. Люди будут жаловаться, что у нас бензин дорожает выше инфляции. Тот факт, что это произошло из-за роста стоимости сырья, никто не воспримет, сразу пойдут разговоры о заговоре правительства и нефтяников. "Но вы же сами предложили отменить демпфер и сделать рынок более открытым, безуспешно будет пытаться оправдываться Минэнерго", - порассуждал аналитик.

Калачев тоже высоко оценил негативные факторы из-за остановки работы демпфера. "В целом он оказался вполне работоспособен. Если его отменят, то бюджет пострадает очень сильно. Я очень сомневаюсь, что они пойдут на такую меру, так как поступления в бюджет от экспортных пошлин сейчас достигли минимальных значений, как и сборы налога на добычу полезных ископаемых", - подчеркнул он.

Компромиссный вариант

Эксперты считают, что правительство может пойти на компромиссный вариант небольшой корректировки демпфера, но уже по другой причине - для поддержки нефтяной отрасли, которая сейчас страдает от низких цен на нефть и необходимости с 1 мая сокращать добычу в рамках сделки ОПЕК +. Глава Минэнерго России говорил, что ряд мер по поддержке нефтепереработки уже готовится, но пока он не считает ситуацию для НПЗ такой критичной, как в других отраслях.

"Я думаю, что это возможно и в принципе необходимо. Цена отсечения установлена довольно произвольно и принималась в других условиях на рынке. Сейчас никто не мешает его подкорректировать", - заметил Калачев. Он высказался за компромисс, чтобы бюджет так много не терял и можно было бы хоть немного облегчить жизнь нефтяников.

Ежов из VYGON Consulting также не исключил возможности каких-либо мер, связанных с демпфером. "На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, демпфер стал существенным источником доходов бюджета. С учетом падения поступлений по НДПИ и экспортным пошлинам его важность возрастает. С другой стороны, в кризисной ситуации снижение цен на топливо поддержало бы экономику и потребителей", - отметил эксперт.

Юшков тоже считает, что для нефтеперерабатывающей отрасли сейчас далеко не самое лучшее время: спрос упал как на внутреннем рынке, так и на внешнем. При этом объем экспорта нефтепродуктов в России традиционно велик и составляет примерно половину от уровня добычи нефти.

"Вполне возможно, что корректировка демпфера будет обсуждаться. Логика государственной помощи заключается в том, что она может быть оказана пострадавшим от коронавируса отраслям. Я думаю, что нефтяникам будет не сложно это доказать, другой вопрос, пойдет ли на это правительство", - сказал он.

"Я думаю, мы станем свидетелями большой схватки нефтяников с Минфином, которому нужно закрывать дыры в бюджете. На мой взгляд, в текущей ситуации компаниям будет сложно победить, пока не встанет вопрос об угрозе закрытия мощностей, ведь в дальнейшем при восстановлении спроса это может привести к дефициту бензина. А вот этого уже государство допустить не может. Тем не менее пока позиция министерства финансов как лоббиста интересов бюджета выглядит несколько сильнее", - подытожил Юшков.

Источник: ТАСС, 24.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики