Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Угрозы Польши арестовать активы «Северного потока – 2» ни к чему не приведут – эксперт

Угрозы Польши арестовать активы «Северного потока – 2» ни к чему не приведут – эксперт

28 апреля польское правительство заявило о намерении добиться ареста активов «Северного потока – 2». По версии замминистра госактивов Польши Януша Ковальского, арест может произойти, если «Газпром» откажется осуществлять выплаты компании PGNiG по решению Арбитражного суда в Стокгольме. Что стоит за угрозами Варшавы, и по какому сценарию может развиваться ситуация в комментарии «Евразия.Эксперт» проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Прежде всего следует наложить арест на акции компаний «Северный поток» и «Северный поток – 2». Это может, в свою очередь, затормозить процесс строительства второй ветки этого газопровода. Во-вторых, необходимо отказаться от каких-либо уступок в отношении «Газпрома» в контексте взыскания тех шести миллиардов злотых, которые нам причитаются», – заявил замминистра госактивов Польши Януш Ковальский в ходе беседы с польским изданием Wprost.

Напомним, ранее арбитражный суд присудил компании PGNiG компенсацию в размере $1,43 млрд. В Стокгольме признали законными требования польской стороны об изменении формулы на ценообразование газа в рамках действующего контракта. Речь идет о поставках в период с 1 января 2014 г.. Ковальский утверждает, что Польша готова к новым процессуальным действиям и имеет для этого все «юридические инструменты». Однако в «Газпроме» еще рассматривают решение арбитража и считают преждевременным оценивать сумму будущих выплат.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– Сейчас развернулся активный торг между Польшей и «Газпромом» по поводу транзитного договора, потому что в мае заканчивается соглашение по транзиту газа в Германию по газопроводу Ямал-Европа. Основная битва разворачивается вокруг вопроса, будет ли долгосрочный контракт, и если будет, то на каких условиях. По нынешнему контракту Польша почти ничего не получает за транзит газа. Связано это с тем, что, когда строилась нитка Ямал-Европа, все затраты понес «Газпром», то есть Польша не вкладывала деньги в строительство. Они в год получают несколько десятков миллион долларов, в рамках сравнительных транзитов в других странах – это фактически ничто.

Сейчас Польша предлагает свои условия: либо мы подписываем долгосрочный контракт, либо переход на европейское регулирование транзитом, то есть Варшава будет проводить аукционы и разыгрывать лоты на прокачку. Но кроме «Газпрома» в них никто не заинтересован, поэтому он будет просто выбирать, какие лоты и на какой период он хочет взять. Это для Польши тоже не совсем привлекательный сценарий.

Поэтому стороны рассматривают возможность подписания комплексного соглашения, где будет подписано мировое соглашение в рамках разбирательства с Арбитражным судом Стокгольма и одновременно будет подписан контракт на транзит.

В случае с Польшей при нынешних объемах потребления газа в Европе «Газпром» находится в выигрышной переговорной позиции. Он может не подписывать сейчас договор и довольно долго не участвовать в аукционах. Как минимум до конца года «Газпром» может не прибегать к помощи Польши, поэтому здесь у него выигрышные переговорные позиции по транзиту. Я думаю, пока по поставкам не будет какой-то определенности, «Газпром» будет затягивать решение арбитража, а поляки, чтобы предотвратить это затягивание, будут пытаться поддеть «Газпром» риском конфискации имущества.

Опыт борьбы с тем же украинским «Нафтогазом» у «Газпрома» большой, и он прекрасно понимает, что арест имущества ни к чему не приведет. Это не потеря собственности.

Думаю, дальше будет происходить следующее: «Газпром» зарезервирует сумму для выплаты польской компании на своих счетах, будет приходить во все европейские суды, которые арестуют его имущество, и будет показывать, что на счетах эти деньги есть со словами: «Мы пока находимся на стадии переговоров, в неком ожидании, поэтому мы не уплачиваем. Но деньги есть. Мы их зарезервировали, освобождайте из-под ареста наше имущество».

Даже если арестуют имущество, это никак не помешает реализации проекта.

Расчет «Газпрома» заключается в том, что примерно к июню начнется продолжение достройки «Северного потока – 2». Первая нитка не достроена примерно на 47 км, а вторая – примерно на 70 км. «Газпром» планирует достроить ее за несколько месяцев. Запуск в эксплуатацию намечен на первый квартал 2021 года. Сейчас эта труба газопровода не очень-то нужна, пока есть контракт с Украиной, причем на условиях «качай или плати». Сейчас в Европе спрос на газ остается на низком уровне.

Беседовала Валерия Арнаут

Источник: Евразия.Эксперт, 28.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики