Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Угрозы Польши арестовать активы «Северного потока – 2» ни к чему не приведут – эксперт

Угрозы Польши арестовать активы «Северного потока – 2» ни к чему не приведут – эксперт

28 апреля польское правительство заявило о намерении добиться ареста активов «Северного потока – 2». По версии замминистра госактивов Польши Януша Ковальского, арест может произойти, если «Газпром» откажется осуществлять выплаты компании PGNiG по решению Арбитражного суда в Стокгольме. Что стоит за угрозами Варшавы, и по какому сценарию может развиваться ситуация в комментарии «Евразия.Эксперт» проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Прежде всего следует наложить арест на акции компаний «Северный поток» и «Северный поток – 2». Это может, в свою очередь, затормозить процесс строительства второй ветки этого газопровода. Во-вторых, необходимо отказаться от каких-либо уступок в отношении «Газпрома» в контексте взыскания тех шести миллиардов злотых, которые нам причитаются», – заявил замминистра госактивов Польши Януш Ковальский в ходе беседы с польским изданием Wprost.

Напомним, ранее арбитражный суд присудил компании PGNiG компенсацию в размере $1,43 млрд. В Стокгольме признали законными требования польской стороны об изменении формулы на ценообразование газа в рамках действующего контракта. Речь идет о поставках в период с 1 января 2014 г.. Ковальский утверждает, что Польша готова к новым процессуальным действиям и имеет для этого все «юридические инструменты». Однако в «Газпроме» еще рассматривают решение арбитража и считают преждевременным оценивать сумму будущих выплат.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– Сейчас развернулся активный торг между Польшей и «Газпромом» по поводу транзитного договора, потому что в мае заканчивается соглашение по транзиту газа в Германию по газопроводу Ямал-Европа. Основная битва разворачивается вокруг вопроса, будет ли долгосрочный контракт, и если будет, то на каких условиях. По нынешнему контракту Польша почти ничего не получает за транзит газа. Связано это с тем, что, когда строилась нитка Ямал-Европа, все затраты понес «Газпром», то есть Польша не вкладывала деньги в строительство. Они в год получают несколько десятков миллион долларов, в рамках сравнительных транзитов в других странах – это фактически ничто.

Сейчас Польша предлагает свои условия: либо мы подписываем долгосрочный контракт, либо переход на европейское регулирование транзитом, то есть Варшава будет проводить аукционы и разыгрывать лоты на прокачку. Но кроме «Газпрома» в них никто не заинтересован, поэтому он будет просто выбирать, какие лоты и на какой период он хочет взять. Это для Польши тоже не совсем привлекательный сценарий.

Поэтому стороны рассматривают возможность подписания комплексного соглашения, где будет подписано мировое соглашение в рамках разбирательства с Арбитражным судом Стокгольма и одновременно будет подписан контракт на транзит.

В случае с Польшей при нынешних объемах потребления газа в Европе «Газпром» находится в выигрышной переговорной позиции. Он может не подписывать сейчас договор и довольно долго не участвовать в аукционах. Как минимум до конца года «Газпром» может не прибегать к помощи Польши, поэтому здесь у него выигрышные переговорные позиции по транзиту. Я думаю, пока по поставкам не будет какой-то определенности, «Газпром» будет затягивать решение арбитража, а поляки, чтобы предотвратить это затягивание, будут пытаться поддеть «Газпром» риском конфискации имущества.

Опыт борьбы с тем же украинским «Нафтогазом» у «Газпрома» большой, и он прекрасно понимает, что арест имущества ни к чему не приведет. Это не потеря собственности.

Думаю, дальше будет происходить следующее: «Газпром» зарезервирует сумму для выплаты польской компании на своих счетах, будет приходить во все европейские суды, которые арестуют его имущество, и будет показывать, что на счетах эти деньги есть со словами: «Мы пока находимся на стадии переговоров, в неком ожидании, поэтому мы не уплачиваем. Но деньги есть. Мы их зарезервировали, освобождайте из-под ареста наше имущество».

Даже если арестуют имущество, это никак не помешает реализации проекта.

Расчет «Газпрома» заключается в том, что примерно к июню начнется продолжение достройки «Северного потока – 2». Первая нитка не достроена примерно на 47 км, а вторая – примерно на 70 км. «Газпром» планирует достроить ее за несколько месяцев. Запуск в эксплуатацию намечен на первый квартал 2021 года. Сейчас эта труба газопровода не очень-то нужна, пока есть контракт с Украиной, причем на условиях «качай или плати». Сейчас в Европе спрос на газ остается на низком уровне.

Беседовала Валерия Арнаут

Источник: Евразия.Эксперт, 28.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики