Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит Польшей не дорожит. Как Варшава покусилась на активы "Северного потока–2"

Транзит Польшей не дорожит. Как Варшава покусилась на активы "Северного потока–2"

Эксперт в области энергетики рассказал, чем закончится спор между "Газпромом" и Варшавой из-за штрафа по Стокгольмскому арбитражу.

Попытки Варшавы наложить арест на активы проекта "Северный поток–2" из-за невыплаты "Газпромом" штрафа по Стокгольмскому арбитражу компании PGNiG результатов не дадут, считает эксперт Финансового университета при правительстве России, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

"Я напомню опыт "Нафтогаза" – когда он тоже ездил по всему миру и подавал в суды, которые арестовывали имущество "Газпрома". Здесь важно понимать, что арест имущества не предполагает смену собственника. Они могут арестовать акции "Газпрома" в компании-операторе "Северного потока–2", но это не значит, что он будет принадлежать Польше", – рассказал Юшков порталу Baltnews.

Эксперт подчеркнул, что пока в Варшаве не подают иски о реализации имущества "Газпрома", хотя это может стать их следующим шагом.

"Я думаю, что дальше "Газпром" придет в суд и докажет, что он зарезервировал деньги для выплаты польской компании и поэтому арестовывать имущество не надо. Так было с "Нафтогазом" – "Газпром" приходил вслед за ним во все суды и говорил, что на счетах деньги зарезервированы и он не уклоняется от выплат. И суды снимали арест имущества. Думаю, здесь будет такая же история", – предположил эксперт.

Юшков объяснил, что "Газпром" не выплачивает польской PGNiG штраф по Стокгольмскому арбитражу, вероятно, потому что сейчас происходит торг по транзитному договору.

"Буквально через неделю закончится договор на транзит газа через Польшу по газопроводу Ямал – Европа, и стороны спорят о параметрах нового соглашения – будет ли это долгосрочный договор, который есть сейчас, либо состоится переход Польши на общеевропейскую систему контрактования. То есть они будут выставлять на аукцион лоты по прокачке газа в рамках Третьего энергопакета и "Газпром" просто будет брать эти лоты, сколько ему нужно", – считает Юшков.

По мнению аналитика, как только стороны решат вопрос транзита, будет решен и вопрос выплат по Стокгольмскому арбитражу.

"Может, это будет комплексное соглашение, которое будет учитывать претензии Польши по ценам на газ за предыдущий период и стороны найдут какой-то компромисс – например, подпишут мировое соглашение по этому спору одновременно с транзитным договором. Либо стороны не пойдут на компромисс, и Польша перейдет на европейскую систему контрактования. Тогда "Газпром" выплатит штраф по Стокгольмскому арбитражу и, вполне возможно, сократит транзит газа через Польшу, которая, соответственно, будет получать довольно мало денег от транзита", – резюмировал Игорь Юшков.

Ранее заместитель министра госактивов Польши Януш Ковальский заявил, что Варшава попробует наложить арест на активы газопровода "Северный поток–2", если польская компания PGNiG не получит от "Газпрома" средства, причитающиеся ей по Стокгольмскому арбитражу.

Напомним, что в конце марта PGNiG заявила о выигрыше дела у "Газпрома" в Стокгольме по Ямальскому контракту, в связи с чем польской компании якобы причитаются шесть миллиардов злотых (порядка 1,43 миллиарда долларов).

Источник: Baltnews.lt, 28.04.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики