Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша пригрозила арестом активов «Северного потока — 2». Стройку не сорвет, а палки в колеса ставит

Польша пригрозила арестом активов «Северного потока — 2». Стройку не сорвет, а палки в колеса ставит

Польша угрожает арестом активов «Северного потока — 2», если не получит от «Газпрома» 1,5 миллиарда евро из-за перерасчета Ямальского контракта. По мнению российских экспертов, сорвать стройку и запуск газопровода Варшава не сможет. Но будет продолжать ставить палки в колеса, чтобы не терять деньги за транзит топлива.

Замминистра госактивов Польши Януш Ковальский заявил, что Польша попытается арестовать активы «Северного потока — 2», если «Газпром» не выплатит компании PGNiG шесть миллиардов злотых или 1,5 миллиарда евро по решению Стокгольмского арбитража. Юридические инструменты для воздействия у Варшавы имеются.

«Прежде всего следует наложить арест на акции компаний „Северный поток“ и „Северный поток — 2“. Это может, в свою очередь, затормозить процесс строительства второй ветки этого газопровода», — пояснил Ковальский газете Wprost.

В 1996 году стороны подписали Ямальский контракт о транзите газа из России в Германию. Он действует до 2022 года, причем в 2012-м Варшава добилась снижения газовых цен для собственных закупок. Но уже в 2015 году PGNiG обратилась в арбитраж с просьбой об очередном уменьшении стоимости.

В конце марта PGNiG сообщила, что получила решение арбитража. По словам представителей компании, с 1 ноября 2014 года суд изменил формулу расчета стоимости покупки топлива, поставляемого по газопроводу «Ямал — Европа». И теперь российская сторона должна вернуть 1,5 миллиарда евро, переплаченные польской компанией за шесть лет.

Причина конфликта в том, что «Газпром» выставил Польше обычный счет за апрельскую поставку топлива, пояснил «360» замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Но Варшава отчего-то решила, что теперь должна получать газ по более низкой, чем ранее, цене, и заявила, что «имеет право просить перерасчет».

Стоит учесть, что решение арбитража — конфиденциальная информация. Ни польские власти, ни «Газпром» его оригинал не публиковали. И никакого автоматического изменения в расчетах оно не предусматривает. Стороны как минимум должны провести переговоры, согласовать новые условия и зафиксировать их в Ямальском контракте. А как максимум — продолжить длительные судебные разбирательства.

«Учитывая отношение Польши к России в целом и то, что она демонстрирует в газовых переговорах, а они фактически заблокированы на протяжении последних лет, я предполагаю, что это все-таки будет продолжение судебных споров. То, что Польша сейчас кричит, она пытается этим давить на психику», — пояснил Гривач.

Чьи интересы защищает Польша?

Примечательно, что арестом активов «Газпрому» угрожает замминистра, а в прошлом бывший член правления PGNiG Януш Ковальский. Человек, которого по словам Гривача, изгнали из руководства организации. Поэтому происходящее может быть элементом внутренней борьбы в PGNiG.

В любом случае на запуске «Северного потока — 2» угрозы и судебные тяжбы не скажутся. Его строительство завершится в конце 2020 — начале 2021 года, как и ожидалось. Однако разногласия будут использоваться для влияния на власти других стран, в попытке убедить их, что «Газпром» — якобы ненадежный партнер.

 

«Но главный ненадежный партнер здесь — Польша и польская компания. Которая занимается судебным троллингом и, мягко выражаясь, неадекватно себя ведет как член Евросоюза. Потому что отстаивает интересы не европейских потребителей газа, а американских поставщиков», — заявил эксперт.

«Пчелы против меда»

Сейчас Польша — главный нарушитель европейской политики в сфере защиты климата и очистки своего энергетического баланса. 80% электроэнергии там до сих пор вырабатывается из угля. Что полностью противоречит нормам ЕС — другие страны или полностью от него отказались, или на пути к этому. При этом, подчеркнул Гривач, Польша противится развитию нормального газового рынка и занимается троллингом «пчелы против меда».

«Поляки хотят получить высокую цену за транзит через их территорию. Сейчас заканчивается контракт и они рассчитывали, что за счет блокировки СП-2 они получат преимущество в переговорах. Но преимущества не будет, потому что в том числе при их активном крике был подписан украинский контракт. И часть газа этого может быть направлена в Европу через украинский маршрут», — отметил эксперт.

Плюс Варшава надеялась продолжать получать от ЕС субсидии в миллиарды евро для строительства инфраструктуры для альтернативных поставок. Выступая на самом деле против интересов Евросоюза, страна пытается сделать на этом некий политический капитал и выбить дополнительные деньги для своего развития. Но в конечном итоге эта позиция окажется проигрышной.

Парадокс и субъективность

Решение Стокгольмского арбитража парадоксально и перечеркивает договорные отношения, заявил «360» первый зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. Подписанные сторонами договоры обратной силы не имеют, но именно на это вынуждают пойти «Газпром».

«Это странно, непонятно и удивительно. В том числе и поэтому Россия вынуждена вводить поправки в Конституцию, по которым российские законы становятся выше международных. Потому что не в первый раз мы видим субъективность международных законов по отношению к РФ», — подчеркнул парламентарий.

Однако депутат убежден, что на сроке запуска СП-2 проблемы не скажутся. Связи между стройкой и тяжбами нет. Но Польша в самом деле продолжит мешать прокладке газопровода, поскольку получает деньги за транзит топлива по маршруту «Ямал — Европа» в Германию.

Источник: «360», 28.04.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики