Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Окончание строительства "Северного потока - 2" могут перенести

Окончание строительства "Северного потока - 2" могут перенести

Текущие объемы экспорта газа можно будет прокачивать через действующие маршруты, отмечают эксперты

Никакой срочности в завершении строительства газопровода "Северный поток - 2", учитывая существенное снижение спроса на газ в Европе и низкие цены на него в регионе, нет. А, значит, озвученные ранее даты завершения проекта целесообразнее перенести, считает большинство опрошенных ТАСС аналитиков.

В январе президент России Владимир Путин говорил, что окончание строительства будет отодвинуто на несколько месяцев - до конца текущего года либо в первом квартале следующего года работа будет завершена и газопровод заработает.

Самым вероятным вариантом завершения проекта при этом называлось использование судна "Академик Черский", который с 2016 года находится в эксплуатации ООО "Газпром флот". В феврале судно покинуло Находку на Дальнем Востоке и отправилось в сторону Сингапура. Далее, обогнув Африку и несколько раз меняя маршрут, "Академик Черский" пришел к Канарским островам. Впоследствии маршрут был проложен до порта Абердин в Великобритании. Однако в воскресенье судно поменяло конечную точку, вновь указав Находку (прибытие 1 июля). В настоящее время, по данным порталов отслеживания, судно проходит Ла-Манш.

"Изменение его курса может свидетельствовать о том, что четкого плана у "Газпрома" пока нет", - предположил директор отдела корпораций международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

Его мнение разделяет и аналитик "Финама" Алексей Калачев. "Все решения по "Северному потоку - 2" принимаются на самом высоком уровне. И возможно, что эта перемена маршрута отражает колебания и сомнения в целесообразности и возможности продолжения строительства сейчас в текущих рыночных условиях", - сказал эксперт, предположив при этом, что запутанный маршрут "Академика Черского" мог быть и отвлекающим маневром.

В то же время замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что пока не видит оснований для пересмотра сроков завершения газопровода.

Дорога ли ложка к обеду?

Эксперты напомнили, что 2020 год начался не слишком удачно для поставщиков "голубого топлива". По данным информационной платформы Gas Infrastructure Europe, по состоянию на 25 апреля, уровень загрузки ПХГ Европы находятся на рекордно высоком уровне в 60,8%. В тот же день годом ранее показатель составлял 47,7%. Кроме того, на фоне переизбытка сырья в регионе цены на газ продолжают снижаться.

Это уже отразилось на доходах "Газпрома". По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, доходы компании от экспорта газа в январе - феврале упали на 51,3% - до $5,05 млрд. При этом физический экспорт газа сократился на 24,6% - до 32,5 млрд куб. м.

"С операционной точки зрения никакой срочности для "Газпрома" запускать трубопровод в конце этого или начале следующего года нет. Текущие объемы экспорта можно будет прокачивать через действующие маршруты, в том числе через Украину", - отметил Маринченко из Fitch.

"Я думаю, что в заявленные сроки мы точно не уложимся. В принципе, есть сейчас совершенно объективная причина перенести сроки, и ничего не должно помешать это сделать", - согласился Калачев из "Финама".

Источник: ТАСС, 28.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики